Наиболее авторитетный в вопросах внешней политики США журнал Foreign Affairs бьет тревогу: расчет на конкуренцию и конфронтацию между Китаем и Россией не оправдался. Более того, их синергетические и явно согласованные действия представляют угрозу для Запада, в результате наивная и доверчивая демократия проигрывает геополитическую борьбу жестокому и наглому авторитаризму.
Я сейчас не о терминах — пусть думаю, как хотят. Я даже где-то внутри успокаиваюсь, когда узнаю о неточностях, а то и ошибках в логических построениях наших «партнеров». Например, если им приятнее думать, что Дональда Трампа привел к власти Владимир Путин, он же организовал Брекзит и другие неприятности для западного мира, то это даже хорошо — остается меньше времени на реакцию и анализ тех объективных процессов, которые происходят в Старом и Новом Свете.
Я о жизнеспособности диктатур (условно) и демократий (не менее условно).
Давно понятно, что Америкой и самыми мощными европейскими странами на самом деле правят не периодически избираемые президенты-марионетки, а несменяемая элита, которая дергает за невидимые нити. То есть, демократия в них — это иллюзия.
Настоящие демократии существуют только в плохо развитых странах вроде Украины или Польши — второй эшелон может существовать только в рамках интеграционных проектов вроде ЕС или СССР.
От них на самом деле требуют устанавливать полностью прозрачные, демократические режимы — так ими легче управлять снаружи.
Но палка эта о двух концах. Россия и Китай — тоже внешние игроки, которые умело используют демократию в чужих странах для продвижения собственного влияния. Собственно, об этом и говорится в статье в выше упомянутом журнале. Разумеется, с резко негативным оттенком, ибо мы позволяем себе вмешиваться в дела государств, созданных для управления совершенно другими акторами.
Они не просто ревниво посматривают за нашим «вмешательством» — они негодуют и призывают противостоять бестактным попыткам переформатировать уже переформатированные общества, облекая эти призывы в удобоваримую риторику вроде соперничества подлинных демократий с диктаторскими режимами. На самом деле речь, понятно, о геополитической конкуренции за умы, только с нашей стороны выступают всем известные лидеры вроде Владимира Путин и Си Цзиньпина, а с их стороны — никому не известные люди, представляющие собой очень сплоченную и могучую элиту.
Как мне кажется, для порабощенных ею стран она гораздо опаснее любого «диктаторского режима». Впрочем, готов выслушать и ваши мысли по поводу происходящих событий.
Павел Шипилин