Дополнительно шведы отменили запрет на реэкспорт газа и пересмотрели цены от 2014 года. «Нафтогаз» скачет от счастья, замминистра иностранных дел Зеркаль тоже.
Сам принцип «бери или плати» был придуман ещё в 50-е голландскими газовиками. Суть его проста. Поставщик обязуется поставить, допустим, 100 кубов того же газа, а покупатель обязан это оплатить. И даже если покупатель взял продукт не в полном объёме, все равно должен оплатить всё целиком. Если же покупатель хочет оплатить лишь то, что взял по факту, то ему грозит штраф, что прописано в контракте.
Такой способ позволяет минимизировать финансовые риски поставщика. Ведь если он добудет нужное покупателю количество, потратит на это кучу денег, а тот вдруг не захочет забирать товар, то по принципу «бери или плати» производитель всё равно отобьёт затраченные деньги.
Однако Украина, исходя из собственного принципа «возьму, но платить не буду», обратилась в Стокгольмский арбитраж с требованием защитить её, бедную, от злобного путинско-миллерского «Газпрома». Который имел наглость потребовать деньги аж с 2012 года и пени за просрочку оплаты, что вылилось в итоге в нехилую сумму $37 млрд.
Инициатором разбирательств выступил «Газпром» ещё в 2014-м.
Понять можно: кормить питерский «Зенит» и гельзенкирхенский «Шальке 04», да ещё «Зенит-Арену» как-то достроить, — недешёвое удовольствие. Да и по всем понятиям, хоть правовым, хоть криминальным, Украина должна и точка.
Но сразу же ответный иск подал и «Нафтогаз», мол, не хотим лишку платить, да и вообще, дорого всё у этих москалей. Затем, окончательно обнаглев и раздув до невозможных пределов собственное ЧСВ, чубатые соседи подали второй иск, требуя компенсацию от «Газпрома». Наши в ответ уточнили требования и ситуация стала выглядеть так: $37 млрд требует «Газпром» — $26,6 млрд, требуемые «Нафтогазом»=$10,4 млрд Украина всё равно должна.
Но в конечном итоге шведы, памятуя о приснопамятном «подвиге» щирого гетмана Мазепы, решили принять сторону Украины. Что совсем не удивляет, после похожей истории с чешским RWE Transgas и чуть было не случившейся с итальянцами Eni.
Мы имеем уникальную ситуацию, когда сторона, не выполняющая свои контрактные обязательства, вдруг оказывается потерпевшей. А сторона, которая теряет деньги и хочет получить их обратно, объявляется злобным вымогателем. К несчастью, таковы реалии сегодняшнего мира.