Вот один человек ответил на запись другого по поводу сталинизма:
«Знаете, есть вещи, которые я просто не могу понять. Зачем сталинофилы упрямо пытаются отмазать своего кровавого «отца народов»? Например рассказывают такие вещи:
«Рванула Саяно-Шушенская ГЭС. Сотня человек в гробах, обесточен стратегический завод. У народа возникает вопрос: как так получилось и кто виноват? В ответ – тишина. И народ задает себе следующий вопрос: а что бы на месте нашего президента сделал Сталин? И в сознании появляется картина: Анатолий Чубайс бредет в кандалах по этапу в Сибирь…
Мы сейчас вымираем с такой скоростью, что никакие массовые репрессии нельзя и рядом ставить! Но где наши достижения? Золотая кровать для гостиницы МВД? А наше руководство понимает, что если начать действительно бороться с коррупцией, это будет страшнее, чем 1937-й год? И что другого способа нет?
Что, наш президент и правда думает, что народ СССР сам спроектировал Т-34 и Ил-2? Сам создал водородную бомбу? Сам построил заводы и поднял сельское хозяйство, науку и промышленность – вопреки «кровавому вождю»?
То есть придется признать, что тот менеджмент был эффективнее этого. Хотя нам все уши прожужжали про «неэффективность советского строя».
Но почему тогда наш эффективный и близко не догоняет по темпам роста тот неэффективный?»
Что ж, давайте посмотрим на Сталина как на менеджера. Я даже не говорю про нехватку самого необходимого, сопровождавшую СССР всегда. О чудовищном быте в бараках, о многолетних очередях за мебелью и телевизором.
Я не говорю о голоде, о сосланных в Сибирь миллионах… Не народ спроектировал Т-34 и Ил-2? А кто, Сталин что ли? Или Сталин заводы построил, или он науку поднимал?..
То что происходит сейчас, меня не до конца устраивает. Но я никогда не променяю то, что есть сейчас, на то, что было при Сталине. Сейчас русский народ, может, впервые за свою историю добился хоть какого-то, пусть еще не европейского – но массового благосостояния. И только дурак променяет это на сталинскую живодерню».
И вот что мне хотелось бы ответить этому критику Сталина и сталинской эпохи.
Будь у меня свободный выбор – жить при блаженном относительно сейчас или в тяжелую эпоху Сталина – я бы скорей всего тоже выбрал именно сейчас. Бараков больше нет – или почти нет, ходить в нужник на двор не надо, покушать что-то есть всегда, а на сытое пузо можно еще и потрещать свободно в Интернете.
Но вот в чем упущенная из вида этим антисталинистом штука. Не только нашими теплыми сортирами и проложенными через всю страну дорогами, аэродромами, новыми городами, которые сегодня худо-бедно обновляются – но и самой жизнью мы обязаны той тяжкой сталинской эпохе.
Не сделай Сталин тот страшный рывок через пупок, благодаря которому нам удалось отбить Гитлера, а потом и американскую угрозу – работали бы мы сегодня рикшами на «белых господ».
Больше того скажу: и тем героям сталинских пятилеток, что своим горбом, жизнью и смертью закладывали для нас наш теплый сортир – тоже скорей всего хотелось бы жить в наше теплое время, а не в их промозглое…
И противопоставлять тяжелую сталинскую эпоху нашей облегченной – дело дурацкое и подлое. То было время собирать камни в кровавом поту лица, а нынче – время вольготно разбрасывать их и расточать. И одного без другого никак бы не было.
Однако может статься, что и эти мои рассуждения на сытый желудок о счастье и хорошей жизни не вполне верны.
Я счастлив, что не должен служить винтиком своей страны и выходить как штык на работу к восьми утра под угрозой наказания. Или лежать в мерзлом окопе, как мой отец-фронтовик, мечтая о двух горбушках хлеба сразу и о целой банке сгущенки…
Но вот – другое счастье, о котором писал на голодный желудок поэт-фронтовик Павел Коган, сложивший свою голову «за Сталина, за Родину»:
Есть в наших днях такая точность,
Что мальчики иных веков,
Наверно, будут плакать ночью
О времени большевиков.
И будут жаловаться милым,
Что не родились в те года,
Когда звенела и дымилась,
На берег рухнувши, вода…
И пусть я покажусь им узким
И их всесветность оскорблю,
Я – патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю…
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох как пес от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.
И эти вольные стихи наводят меня на невольный вопрос: а может, это вожделенное человеческое счастье, ради которого вон из кожи лезет всякий человек – при жестоком Сталине было сильней? Сейчас, в наше расслабленное время, таких стихов взахлеб – и близко нет!
И все мерзопакости нынешних воров и олигархов, творимые, естественно, для личного счастья – а то для чего ж еще? – синдром заблудших в их жажде не утоляющей наживы душ? И пристрой их к какому-то великому проекту типа сталинского – они нашли б себя не в ограблении своей страны, а в том, о чем сказано в стихах воистину счастливого поэта, павшего в войне за нас?