Последнее обострение в Нагорном Карабахе поставило Москву перед серьезной дилеммой. Анкара, откровенно стоящая за Баку, хочет заставить Кремль выбирать между Арменией и Азербайджаном. Проблема заключается в том, что в национальных интересах России сохранить конструктивные и желательно дружественные отношения с обеими этими странами.
Москве необходим союзник в лице Армении, но ей совершенно не нужно, чтобы Азербайджан превращался в ее открытого врага в Закавказье. Отношения с этой бывшей советской республикой у нас сегодня не самые простые.
С одной стороны, Баку является конкурентом России в области торговли углеводородами. Так, страны Европейского союза рассматривают азербайджанский газ как прямую альтернативу сырью от «Газпрома». По трубопроводу TAP (Трансадриатический трубопровод) в Италию будет поставляться 8 миллиардов кубометров ежегодно и еще по 1 миллиарду – в Грецию и Болгарию. На турецком рынке отечественный монополист растерял все свои позиции, уступив их Азербайджану, который уже прокачивает туда по газопроводу TANAP 6 миллиардов кубометров. Есть жесткая конкуренция и по нефти, которая поставляется на те же самые рынки, что и российская. При этом в Баку очень недовольны Москвой за итоги весенней «нефтяной войны» с Саудовской Аравией, которая обрушила мировые котировки «черного золота».
С другой стороны, Азербайджан является крупным покупателем отечественных вооружений. За последние годы сумма заключенных оружейных контрактов составила 5 миллиардов долларов. Баку покупает российские танки, БТР, РСЗО, комплексы ПВО С-300, интересуется истребителями Су-35 и МиГ-35. Отметим, что в отличие от Армении, Азербайджан платит живыми деньгами, нефтедолларами. Ереван же на правах союзника рассчитывается за вооружения целевыми кредитами, выданными самой Россией, и объемы закупок у него значительно скромнее.
Помимо этого, следует помнить, что и Армения, и Азербайджан равно являются бывшими советскими республиками и состоят в СНГ. Правда, Ереван предпочел интегрироваться с Россией в рамках Евразийского экономического союза и ОДКБ, а Баку больше ориентирован на военное и экономическое сотрудничество с Турцией, являющейся членом НАТО. Не будет преувеличением сказать, что нынешнее обострение ситуации в Нагорном Карабахе является прямым следствием поддержки Азербайджана со стороны Анкары и косвенным – со стороны Тель-Авива.
Стоит учитывать и ряд других важных факторов. В России проживает большая азербайджанская диаспора, а некоторые ее представители имеют очень большой вес в отечественном бизнесе. Например, глава нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов и президент холдинга Crocus Group Араз Агаларов. Ко всему прочему, в Кремле явно с определенной настороженностью относятся к армянскому премьер-министру Николу Пашиняну, который пришел к власти через уличные протесты. У нас такое не очень одобряется. Президент Азербайджана Ильхам Алиев для российской правящей элиты гораздо более «свой». Он «мажор», выпускник МГИМО, его отец Гейдар Алиев возглавлял КГБ Азербайджанской ССР. Ильхама Алиева роднит с Владимиром Путиным и то, что он уже многократно становился главой государства на президентских выборах и явно не торопится уходить на пенсию, уступив кому-то власть.
В общем, Азербайджаном правят люди примерно в том же стиле, что и в Кремле, потому им гораздо проще найти общий язык.