Выступая на заседании Британской конфедерации промышленников (CBI), премьер-министр заявила, что правительство постарается сгладить негативные эффекты разрыва договора с ЕС через подписание нового соглашения.
Великобритания смягчает риторику: отныне, по версии Терезы Мэй, Брекзит значит не Брекзит, а переходное соглашение с Евросоюзом, которое начнет действовать в 2019 году и будет защищать британский бизнес от шоковых эффектов разрыва договора, действовавшего на протяжении четырех десятилетий.
Главная проблема новой стратегии правительства состоит в том, что, заявив о намерении, Тереза Мэй в очередной раз не дала никакой детализации данного плана, и политическим обозревателям не остается ничего лучше, как гадать на кофейной гуще, что же именно имела в виду глава правительства.
Можно предположить, что «переходный этап» означает, что сразу после завершения действия договора о членстве в Евросоюзе Великобритания вступает в договор о торговом партнерстве с блоком по тому же принципу, как Норвегия осуществляет внешнеэкономическую деятельность в Европейском экономическом пространстве.
В таком режиме британская экономика может просуществовать пару лет, смягчив удар от развития многолетних связей.
Преимущество переходной схемы заключается в том, что Великобритании не придется ничего изобретать, а вместо этого можно взять рабочую экономическую и правовую модель. Не исключено даже, что «переходный план» станет постоянным форматом взаимодействия Великобритании и ЕС, а когда-то в будущем он может быть поворотной точкой для обратного процесса, в результате которого Великобритания снова станет полноправным членом блока.
В случае норвежской модели переходного периода Великобритания сохранит беспошлинную торговлю на едином европейском рынке и паспортные права банков, однако больше не сможет влиять на изменение условий функционирования единого рынка. В то же время она будет свободна в заключении любых торговых соглашений с любыми странами мира, не входящими в блок Евросоюза. Однако при таких условиях Британии придется смириться с сохранением свободного движения трудовых ресурсов через свои границы и продолжать платить взносы в казну ЕС.