Одно из самых первых впечатлений, которое возникает при анализе политических процессов, происходящих в Молдове, – это перманентность предвыборного состояния страны. Сменяющие друг друга выборы разных ветвей власти даже в обычном избирательном цикле не дают политическим партиям возможности отвлечься от избирательных кампаний различного уровня. При этом постоянные досрочные парламентские выборы вносят дополнительную сумятицу и не дают власти сконцентрироваться на своей основной задаче – руководстве страной в интересах той части граждан Молдовы, которая все еще проживает в стране и не хочет никуда уезжать.
Главной причиной всей этой суеты сует вокруг кресел, постов и полномочий является царящая в политическом спектре раздробленность и неспособность договариваться и создавать прочные и долгосрочные коалиции в парламенте.
Прошедшие выборы президента страны, в результате которых главой государства стала Майя Санду, вовсе не успокоили избирательные страсти. Скорее наоборот – четко обозначили стремление нового президента получить исчерпывающую власть и реальные полномочия. В условиях парламентской республики, каковой является Молдова, для этого необходима поддержка парламентского большинства.
А вот с этим у М. Санду не получается никак!
Партия социалистов, председателем которой 30 декабря был избран экс-президент Игорь Додон, имеет в парламенте самую крупную фракцию – 37 депутатов. Совместно с ней голосуют независимые депутаты и платформа «За Молдову», что в совокупности обеспечивает парламентское большинство. Санду может рассчитывать на поддержку проевропейских депутатов, но этого явно недостаточно, чтобы контролировать парламент и иметь возможность назначить премьер-министра.
Санду, а точнее, ее западные кураторы прекрасно понимали это задолго до выборов. Именно поэтому одним из первых её заявлений после инаугурации стала декларация о том, что она рассматривает свою победу на выборах как мандат народа на роспуск парламента. Именно роспуск парламента и проведение досрочных выборов на волне успеха выборов президентских могли бы повысить представительство прозападных партий в парламенте. Однако с этим Санду придется поторопиться, пока энтузиазм ее сторонников не пошел на спад. Кроме того, в ходе предвыборной кампании она раздала огромное количество популистских обещаний, которые заведомо не могла выполнить. И чем позже состоятся парламентские выборы, тем больше вероятность, что придется нести ответственность за неисполненные дела.
Особенность ситуации заключается в том, что, согласно Конституции, президент может распустить парламент только в двух случаях:
— если парламент в течение 90 дней не может принять ни одного законодательного акта;
— если парламент с двух попыток не может утвердить правительство страны.
Первый повод для роспуска парламента представляется совсем маловероятным, и поэтому сторонники Санду сделали упор на отставку правительства. С момента оглашения результатов выборов до момента инаугурации Санду проевропейские силы развернули широкую кампанию за отставку правительства. Именно с этой целью проводился протест аграриев в Кишиневе, и именно с этой целью была развернута широкая пропагандистская кампания в прозападных СМИ.
Накануне инаугурации нового президента, 23 декабря, Ион Кику объявил об уходе правительства в отставку. Эту отставку принял в последний день своих президентских полномочий И. Додон. На следующий день, после инаугурации М. Санду, новый президент и уже и. о. премьера провели встречу, на которой И. Кику сообщил, что он будет исполнять обязанности главы правительства только до 31 декабря. Также он проинформировал Санду, что в последний день года вместе с ним правительство покинут министр финансов, министр экономики и министр здравоохранения и социальной политики – три главы ведомств, которые подвергались наибольшим нападкам со стороны проевропейской оппозиции.
31 декабря Молдова на несколько часов осталась без главы правительства. После ухода Кику и трех министров, один из которых был вице-премьером, в правительстве остался только один вице-премьер, отвечающий за реинтеграцию Молдовы и переговоры с Приднестровьем. Этот пост занимает Ольга Чеботарь, молодой 26-летний дипломат. По статусу именно она должна была возглавить правительство, однако Санду своим указом назначила исполняющим обязанности премьера и. о. министра иностранных дел Аурелиу Чокоя. Таким образом, в новый, 2021 год Молдова вошла без министров экономического и социального блоков. Исполняющими их обязанности были назначены государственные секретари соответствующих министерств.
М. Санду получила то, чего добивалась, – отставку правительства. Однако что делать в этой ситуации, она не знает, и какие именно политические дивиденды она может извлечь из этого – тоже непонятно.
Была сделана попытка представить произошедшее как безответственное отношение экс-премьера и экс-министров к судьбе страны и даже как заговор экс-президента Додона, но все подобные утверждения не выдерживают критики после многократных заявлений самой Санду и ее сторонников о необходимости отставки правительства Кику.
На данный момент в молдавской политике сложилась ситуация, когда все стороны предпочли взять паузу. Новую кандидатуру на пост премьера могут предложить или президент, или парламентское большинство. И хотя желание Санду поскорее получить повод для роспуска парламента велико, она не станет торопить события. Дело в том, что депутаты, на словах выступающие за роспуск парламента, на деле не очень-то горят желанием лишаться заветного мандата. По результатам проведенных опросов, рейтинги парламентских партий ДПМ и «Платформа DA» и близко не подходят к заветным 6%, необходимым для прохождения в парламент. То же самое касается и парламентской группы Pro Moldova. Кроме этого, необходимо учитывать, что на предыдущих выборах в парламент половина депутатов была избрана по одномандатным округам, а следующие выборы пройдут исключительно по партийным спискам. И далеко не все нынешние депутаты могут быть уверены, что попадут в своих партиях в эти списки на «проходные» места.
Именно этот момент и объясняет то, что еще один из вариантов роспуска парламента, предложенный Санду, не вызвал энтузиазма у депутатов. Речь идет о так называемом самороспуске парламента, когда за такое развитие событий должны проголосовать не менее 67 из 101 депутата. В Конституции подобный вариант развития событий не предусмотрен, и поэтому депутаты PAS из ближайшего окружения президента обратились в Конституционный суд с соответствующим запросом.
Кроме этого, сама Санду 11 января также направила запрос в КС. Запрос касается нескольких статей закона, которые ограничивают президента страны и правительство в статусе и. о. в осуществлении их полномочий. Об этом сказано в заявлении, опубликованном на официальном сайте главы государства. «В целом моя просьба касается права президента и действующего правительства с исполняющим обязанности премьер-министром проводить кадровые перестановки в исключительных случаях и право такого кабмина подписывать международные договоры при определенных условиях», – пояснила Санду.
По ее словам, также она попросила объявить неконституционными некоторые положения закона о правительстве, касающиеся, в частности, назначения исполняющих обязанности министров исключительно из числа членов кабмина в отставке «в условиях, что это не предусмотрено Конституцией, и в то же время это может привести к еще большим дисфункциям в управлении учреждениями».
Подобные шаги со стороны Санду говорят о том, что правительство, функционирующее в данный момент и являющееся по сути временным, может стать постоянным если не по статусу, то по факту. И если Конституционный суд удовлетворит пожелания президента, этот кабинет может проработать вплоть до 2023 г., когда должны пройти парламентские выборы, на этот раз очередные.
Главным вопросом в этом случае станет способность Санду выполнить свои многочисленные обещания, розданные в ходе предвыборной кампании, и выбраться из той неприятной ситуации, в которой оказалась по собственной воле.