«Республика Сиэтл» — аналогии, параллели и будущность утопии

«Республика Сиэтл» — аналогии, параллели и будущность утопии

Не так уж много в новейшей истории прецедентов, которые можно было считать аналогами «Автономной зоны Капитолийского холма». Сразу приходят в голову два – Республика Фиуме и «Красный май» 1968 года.

«Республика Сиэтл» — аналогии, параллели и будущность утопии

Несмотря на то, что в Атланте появился собственный «Джордж Флойд» — убитый при задержании чернокожий Райшард Брукс, смерть которого моментально запустила уже отработанную реакцию демонстраций и беспорядков, концептуально главной американской темой остаётся «Автономная зона Капитолийского холма» (CHAZ) в Сиэтле. С чем её сравнивать и от чего отличать?

Ответ на оба этих вопроса достаточно очевиден – не так уж много в новейшей истории прецедентов, которые можно было считать аналогами. Сразу приходят в голову два – Республика Фиуме и «Красный май» 1968 года.

Но… но главное тут то, что такое сравнение только обнажит всю содержательную нищету «Сиэтльской народной республики»! Стоит оглянуться на исторические примеры – и всё левацкое «свершение» в Сиэтле кажется какой-то мышью по сравнению с горами прошлого, не прорывом в будущее, а игрой в загаженной собачьими экскрементами песочнице.

Не будем трогать Парижскую коммуну – дело давнее. Перейдём сразу к республике Фиуме – детищу итальянских футуристов и поэта-пилота Габриэля д’Аннунцио.

Пересказывать всю историю этого безумного проекта длиною в год, который оказался возможным исключительно в обстановке всеевропейской неразберихи после Первой Мировой войны, смысла нет – но любой, у кого есть доля сочувствия романическим пиратам, карнавалу, оргиям и вакханалиям, а также прочему Mad Max in real life, не сможет отказать анархическому проекту итальянских ветеранов и декадентов, захвативших хорватский город Риекку, в своеобразном очаровании. Конституция в стихах, бесплатная раздача хлеба и кокаина, пиратские (но бескровные) налёты на гидропланах на суда в Адриатике, и прочий чад кутежа – в истории 20 века было так много крови, но так мало веселья, что уже одно это заставляет вспомнить Фиуме незлым словом.

Ничего подобного, конечно же, мы в Сиэтле не видим. На уточняющий вопрос, ЧЕГО ИМЕННО не видим, ответить просто: жеста. Красивых, интересных, оригинальных жестов – может быть, творческих, может быть, насильственных, может быть, сюрреалистических, но их, короче, никаких нет. Пока всё сконструировано из готовых идейных шаблонов, которые не самые умные люди собрали как в конструкторе «Лего». Кажется, «Майнкрафт» поразил современное поколение в самое средоточие мозга и души – всё собирается из готовых блоков людьми с квадратными головами.

Кстати, о не самых умных людях. Плавно переходим к маю 1968 года в Париже.

«Красный май» неоднократно называли «восстанием интеллектуалов». И дело тут не только в том, что основным «революционным классом» стало тогда студенчество – просто к 1968 году молодёжь уже оказалась подготовлена целой массой крупных идеологических работ с критикой капитализма, которые наперебой писали все ведущие интеллектуалы – от Сартра до Маркузе. Если посмотреть на то, какие имена связаны с «Красным маем» — и не только абстрактно, но и вполне конкретно, в формате участников, то просто – мама дорогая! Там была уж точно половина всей прогрессивной тусовки – и Фуко, и Рикер, и Ги Дебор, и… и… Короче, «все там были». Соответственно, такая цветник интеллектуалов если и не породил чего-то конструктивного, зато разродился целым фейерверком эффектных лозунгов, перфомансов, символов – всех этих оставшихся в истории «Будьте реалистами, требуйте невозможного», «Вся власть воображению», «Под мостовой – пляж» и так далее.

А что же в Сиэтле? Там и всех «деятелей культуры и искусства» — один рэпер… этот, как его?… который объявил себя смотрящим за порядком… Раз Симон, кажется. Других интеллектуалов как-то не нашлось. Не читает лекции Сартр, не строчит эссе Маркузе. Как ни странно, единственным человеком в CHAZ, которого можно более или менее назвать мыслителем – эта старая-добрая Анджела Дэвис. Бабушке уже много лет, но она пытается отдуваться за всё молодое поколение невежественной антифы.

Вообще Америке как-то постоянно не везло с концептуальными прорывами — сказывался человеческий материал. Студент в Европе (как и в дореволюционной России) – это критичная, свободолюбивая, склонная к экстравагантным идеям и уличным дебошам, зараза. Студент в США – это конформная инфузория, больше всего боящаяся вылететь из универа или колледжа, за который «деньги плочены». Его бунт против общества может выражаться в веганстве или очень мейнстримных акциях, типа тех же BLM (очень социально одобряемый тренд, не требующий никакого личностного мужества) или поддержке ЛГБТ. Поэтому тогда, в 60-х, весь фонтан идей и споров в Европе докатился до Америки в предельно упрощённой форме хиппизма, для которого не надо «ни ума, ни фантазии», а достаточно просто на траве лежать и траву курить. А сейчас – надо просто делать то, что тебе подскажут тренды Твиттера или какой-нибудь очередной флешмоб.

Поэтому место нормального пассионарного класса – студенчества – в США заняли чёрные. А чёрным, знаете ли, не до философии. У них есть более практические цели – скажем, достижение социального уравнения методом «лутинга». Но с такими «практиками» далеко не уедешь.

Никакой надежды на то, что «Капитолийский холм» войдёт в историю как пример «общества будущего», нет – и будущее там толком не представляют, и требования – не «требуйте невозможного», а «возвратить всё имущество жителей, хранящееся в бюро находок полиции». Имущество-то, может, и возвратят – но где здесь «благородное безумие», где футуристический пафос? Чёрт бы вас побрал, янки – пока во Франции хотели свободы, равенства и братства, вы кипишевали из-за налогов на чай! Вы неисправимы! «Земляные червяки»!

Вы обратили внимание, что мы вообще не слова ни сказали о том, сможет ли CHAZ показать реальный пример безгосударственной общественной самоорганизации, не-капиталистического порядка и т.п., на всё это – даже надежд нет! Вам бы с голоду просто не помереть за пару недель. Майдан в Киеве кормили буквально всем оппозиционным миром – поток разного рода пожертвований и гуманитарки позволил продержаться ораве бездомных нахлебников целых три месяца. А найдутся ли здесь такие спонсоры?

Так что – нет, примера не покажут. Так что – нет, ничем ярким не запомнятся. Даже лучше ни с чем не сравнивать, чтобы стыдно не было.

Григорий Игнатов

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *