В самом конце ноября состоялось заседание Приморского районного суда г. Одессы, на котором на очередные 60 суток был продлен арест Владимиру Грубнику. Это – первое за четыре года сообщение о судьбе этого одессита, которого украинская пропаганда именует «лидером пророссийской террористической группировки» и даже придумала прозвище «Доктор Зло».
Четыре года назад Владимир Грубник был обычным сотрудником кафедры хирургии №1 Одесского национального медицинского университета. Он из семьи известной в городе династии врачей. Судьба этого человека круто изменилась в ночь на 27 сентября 2015 года, когда случился взрыв под крылом здания управления СБУ по Одесской области. Подорвано было помещение, которым не пользовались. Конечно же, были повреждены двери, окна и фрагменты фасада здания, но люди остались целы, никто не пострадал даже по случайности. По всей видимости, действовал профессионал-провокатор. Но этот странный «теракт» послужил причиной для очередной волны арестов несогласных с политикой официального Киева.
Владимир Грубник в зале суда
Среди арестованных был и Владимир Грубник. Он не стеснялся и не боялся публично выражать своё негативное отношение к власти, установившейся на Украине после «евромайдана».
Очевидно, в СБУ поступила так называемая оперативная информация от агентуры в отношении Грубника. «Настучали», мол, нелояльный гражданин действующей власти, инакомыслящий. Так и появилась «пророссийская террористическая группировка» во главе с «хирургом-подрывником». Звучит, возможно, комично, но обвинение более чем серьезное: создание террористической группы, теракт, незаконное обращение с оружием, боеприпасами и взрывчаткой и их незаконное изготовление. Всё это и по отдельности, и в совокупности может «потянуть» на большой строк, вплоть до пожизненного.
Одновременно с Грубником были арестованы и ещё два члена мифической «банды»: уроженец Кишинёва Сергей Волков и 21-летний выпускник ВУЗа Николай Гуменюк. Волкова суд уже признал виновным в «участии в террористической организации» и «террористическом акте». Приговор – лишение свободы сроком на восемь лет и два месяца, но, с учётом положений «закона Савченко» и длительностью процесса, Волков скоро выйдет из колонии. Гуменюка суд признал виновным в «террористической деятельности» ещё в 2016 году и приговорил к 4 годам и 6 месяцам лишения свободы. С учётом времени, проведённого в СИЗО, Гуменюк практически сразу же вышел на свободу. Очевидно, Волков и Гуменюк пошли на сделку со следствием и признали свою «вину». Но от такого желаемого для следователей СБУ решения проблемы категорически отказывается Владимир Грубник. И по-прежнему не стесняется в выражениях, характеризующих что прошлую, что нынешнюю киевскую власть. И продолжает находиться в СИЗО. А суд на протяжении четырёх лет безуспешно пытается его осудить. Однако с доказательствами «вины» у следственных органов есть проблемы.
Как известно, в 2014-15 годах в Одессе произошла целая серия довольно странных терактов – подрывов запасных железнодорожных путей, волонтёрских пунктов, так называемых «патриотических» магазинов и кафе. Странными они были потому, что обошлись без жертв и причинения особого имущественного вреда. «Виновных» нашли оперативно – с помощью оперативной видеосъёмки митингов антимайдана на Куликовом поле. Иначе говоря, «террористами» придумали признать противников киевского вооружённого переворота.
Так за решёткой помимо «хирурга-подрывника» Грубника, оказалась ещё и группа «одесских взрывателей», возраст которых близок к пенсионному.
«Одесские взрыватели». Без надежды на освобождение
Александр Шевцов, Игорь Удовенко, Евгений Подмазко и Екатерина Фотева находятся в СИЗО тоже более четыре лет. Их безуспешно пытаются осудить по не просто по надуманным, но и очевидно по абсурдным обвинениям в террористической деятельности.
Пристальное внимание к обвиняемым привлекло одно из одесских проукраинских интернет-изданий, которое вдруг сообщило о возможности изменения меры пресечения для «взрывателей» на домашний арест в целях последующего их участия в обмене с ДЛНР.
На каком основании было сделано это заключение, так и осталось неизвестным. Никаких опровержений или разъяснений последовало. Зато очередное судебное заседание превратилось в аншлаг из-за интереса к нему «патриотических организаций». Отметим, что адвокаты обвиняемых постоянно выступают с ходатайствами об изменении меры пресечения этим немолодым и вряд ли здоровым людям. В их защиту выступил и депутат Госдумы РФ Сергей Шаргунов. Однако они продолжают оставаться в СИЗО.
Возможно, дезинформация украинских журналистов в отношении возможного освобождения «одесских взрывателей» была связана с изменением меры пресечения с содержания под стражей в СИЗО на домашний арест другой группе лиц, которые также обвиняются в «диверсионно-террористической деятельности в интересах Российской Федерации на территории Одесской и Николаевской областей». А именно – во взрывах на железной дороге, все в том же 2015 году. И также без причинения ущерба и без жертв.
Всего было задержано 14 человек. Основная часть – члены организации «Православное казачество». Кто-то из них был освобождён в результате обменов в Донбассе, некоторые признали «вину» и, получив сроки, которые покрыл «закон Савченко», вышли на свободу. В СИЗО оставались семеро обвиняемых: Руслан и Владислав Долгошеи (отец и сын), Николай Казанский, Николай Селятенко, Вадим Швед и Олег Мазур. Все они вышли под домашний арест в середине октября. Украинские СМИ уверены, что таким образом эту группу готовят к обмену.
Отец и сын Долгошеи. После пяти лет тюремного ужаса они вышли из СИЗО под домашний арест
Жалеет ли о своем отказе от обмена «куликовец» Сергей Долженков? Он намеревался доказать свою невиновность в суде. Но, похоже, в украинских реалиях, это невозможно. Судебные заседания регулярно переносятся по надуманным причинам. Сначала суд безуспешно искал по адресу одесской прописки находящегося в Москве после последнего обмена Евгения Мефедова. В абсурдном обвинении в попытке свержения украинской власти посредством возложения цветов к памятнику воинам-освободителям Николаева они с Долженковым «подельники». Теперь прокурор периодически забывает дома документ, подтверждающий его полномочия. Создается впечатление, что суд не знает, как быть: отпустить – нельзя, осудить – не за что…
«Подельники» Долженков (справа) и Мефедов в зале суда г. Николаев
Продолжает оставаться в СИЗО и политзаключенная Дарья Мастикашева. Напомним, её обвиняют в организации имитации терактов на территории Российской Федерации с помощью ветеранов АТО. Причём, признание было получено в результате похищения и многодневных пыток и избиений, как теперь известно, членами националистической организации С14, работающей на СБУ. Видео с выбитым «признанием» стало «гвоздём программы» брифинга бывшего главы СБУ Грицака, обернувшееся позором. По всей видимости, именно этого и не может простить своей «личной» заключённой бывший главный сбушник, несмотря на то, что теперь он не у дел. 31 октября Апелляционный суд г. Днепропетровск, наконец, приступил к рассмотрению жалобы адвоката В. Рыбина на безальтернативность содержания Мастикашевой в СИЗО.
Подпись: Дарья Мастикашева продолжает оставаться в СИЗО
А 3 декабря эта жалоба была отклонена. Таким образом, угроза жизни Дарьи Мастикашевой посредством «самоубийства» сохраняется. А возможность включения в списки на обмен для неё так и остаётся туманной. Новый министр иностранных дел Пристайко вслед за Климкиным повторяет заклинание о том, что списки удерживаемых лиц закрыты, чтобы не ставить сам процесс под угрозу.
(Дело Мастикашевой. Апелляция 03.12.2019)
Таким образом, несмотря на смену власти, в судьбе политзаключенных на Украине мало что изменилось. Да и методы пополнения «обменного фонда» остаются прежними. 2 декабря в Одессе контрразведчики СБУ «разоблачили» очередного «антиукраинского агитатора, который распространял в интернете провокационные материалы, т.е. активно поддерживал идею создания Одесской народной республики и пропагандировал федерализацию юго-восточных регионов Украины». «Злоумышленнику» уже сообщили о подозрении в совершении преступления – посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Также избрана и мера пресечения в виде ареста в СИЗО на срок 60 суток.
Подпись: Задержание в Одессе очередного «врага Украины». СБУ взялось за подростков?
Судя по фото, этим «государственным преступником» является, чуть ли, не ребенок – по виду старшеклассник…
Заглавное фото. Дарья Мастикашева и адвокат Валентин Рыбин