Европейским и североамериканским астрофизикам впервые удалось проследить за гибелью красного сверхгиганта спустя всего три часа после его взрыва как сверхновой звезды II типа. Вспышка в соседней с Млечным Путем галактике NGC 7610, привлекла внимание большого количества ученых. Изучение первых мгновений жизнь сверхновой позволит нам лучше понять процессы вселенной, считает астроном, заведующий отдела физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе.
В настоящее время ученые довольно хорошо понимают процессы, которые предшествуют разрушению тяжелых звезд, и их дальнейшую судьбу. Светила, которые в несколько десятков раз тяжелее Солнца, превращаются сначала в красных сверхгигантов и затем, при гравитационном коллапсе взрываются сверхъяркой вспышкой, которую можно наблюдать даже в самых далеких галактиках.
«Вспышки сверхновых — это одно из самых мощных явлений, которые в нашей Вселенной существуют. Это одни из самых сильных взрывов, с которыми связано очень большое выделение энергии. И что небезынтересно для нас, это то, что вспышка сверхновой синтезирует значительное количество химических элементов, из которых состоит Земля, из которых состоим мы сами. И, конечно, это явление привлекает к себе очень большое внимание.
С одной стороны, интересен и сам механизм взрыва, и процессы, которые этот взрыв сопровождают. Однако при всем внимании, которое уделяется к этим объектам, у нас до сих пор нет четкого понимания того, что собственно говоря, происходит. Мы всегда наблюдаем взрыв, но мы лишены возможности наблюдать самое начало вспышки», — поясняет российский ученый.
Действительно, наблюдение вспышек сверхновых в режиме реального времени ранее было невозможно из-за их статистической редкости. К примеру, имеющиеся оценки указывают, что сверхновая в Млечном Пути взрывается в среднем реже одного раза в год. В новом исследовании ученым удалось проследить за объектом в галактике NGC 7610, спектральные характеристики которого указывали на его чрезвычайную нестабильность — быструю потерю массы. Как и предполагалось, это привело к появлению вспышки.
«Мы не можем понять триггерный механизм. Поэтому важно проводить наблюдения как можно раньше, как можно быстрее. Даже не в первые минуты, а в первые секунды жизни такого космического объекта. На самом деле, там все самое интересное происходит за первые несколько секунд, как при любом взрыве. И очень важно, что благодаря использованию совершенных телескопов, мы постепенно начинаем подбираться все ближе к тому моменту, когда происходит вспышка. Дело в том, что ее нужно очень вовремя заметить — в астрономии обычно все происходит очень медленно, и нет нужды в каком-то быстром реагировании, но в случае со вспышкой сверхновой — важно именно быстрое реагирование. Очень важно быстро ее заметить и вовремя навести туда какие-то мощные телескопы. А это, как вы понимаете, очень сложная задача, потому что навести телескоп наудачу просто невозможно», — продолжает Дмитрий Вибе.
Отметим, спиральная галактика NGC 7610 располагается в созвездии Пегаса на расстоянии 50,95 мегапарсека от Земли. Взорвавшийся в ней объект iPTF 13dqy является обычной сверхновой II типа. Впервые ее наблюдали в режиме реального времени 6 октября 2013 года при помощи автоматизированной системы iPTF, повторно — через 50 минут. Третий раз SN 2013fs наблюдали через сутки при помощи научного инструмента WiFeS телескопа Австралийского национального университета.
«Тут действительно важна система патрулирования, важна система оповещения. И вот благодаря тому, что эти механизм начинают лучше работать — мы получаем возможность узнавать о вспышках все более и более оперативно. Так что это своего рода победа, очередной шаг к разгадке тайны сверхновых», — заявляет российский астроном.
Именно благодаря постоянному патрулированию за SN 2013fs начали наблюдать практически во всем электромагнитном диапазоне длин волн — рентгеновском, ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном. Таким образом, ученые смогли получить данные, прекрасно укладывающиеся в имеющиеся представления об эволюции красного сверхгиганта — уничтоженного во время взрыва сверхновой.
Так, разрушение ядра сверхгиганта приводит к формированию сверхзвуковой ударной волны, которая достигает поверхности звезды и заставляет звезду ярко светиться в видимой части излучения — происходит то, что все астрофизики называют вспышкой сверхновой. Одновременно с этим перерождение светила сопровождается интенсивным ультрафиолетовым излучением. Продолжительность и сила вспышки зависят от структуры оболочки звезды-прародителя и скорости потери ею массы. Однако жителям нашей планеты не стоит бояться, так как последствий подобного взрыва рядом с Землей мы не увидим.
«Ближайшая к нам звезда, которая потенциально может стать сверхновой, — это Бетельгейзе. Однако если она вспыхнет, то никакого вреда Земле не причинит, так как находится очень далеко. Там проводились расчеты и чтобы представлять какую-то хотя бы опасность для нас, вспышка должна произойти в несколько десятков раз ближе», — заключил эксперт.
Как ранее сообщали Известия, астрономы обнаружили в центре Галактики Млечный Путь одни из самых древних звезд Вселенной, которые сформировались всего через 300 млн лет после Большого взрыва.