На фоне слухов о скорой отставке министра образования Ольги Васильевой, вступившейся за возвращение к традиционной методике преподавания русского языка и литературы, в Москве разгорается скандал вокруг экспериментов по замене привычных школьных оценок по предметам некими рейтингами и персональными траекториями развития учащихся в рамках «Московской электронной школы». Автор эксперимента — столичный департамент образования, который, наряду с Высшей школой экономики, является одним из главных двигателей реформы образования по лекалам либерал-глобалистов. Если не остановить экспериментаторов, уже завтра они захватят сначала Москву, а затем и всю Россию.
Месяц назад «Катюша» рассказывала о планах главы столичного департамента образования Исака Калины по ликвидации экзаменов в школах и замене их на «индивидуальные траектории развития». Как показала практика, для скорейшего воплощения этих планов никаких согласований на министерском и экспертном уровне не потребовалось.
В распоряжении редакции оказался текст повестки общешкольного собрания одной из школ столицы, в которой преподавателей и сотрудников просят обсудить введение «оценки личности» вместо традиционной оценки знаний (пока — начиная с 7 класса).
Делается это в рамках обнародованной недавно мэрией Москвы «Стратегии развития московского образования до 2025 года» (у этого начинания даже появился персональный сайт ). Для новых инструментов глобалистов, озвученных Калиной, в ней уже придуманы специальные названия и сокращения: «Персонализированная образовательная траектория в открытых коллективах» (ПОТОК), «Распределенное оценивание в системе талантов» (РОСТ).
В чем же суть новой реформы, навязываемой школам Москвы? Пятибалльная шкала отметок заменяется стобалльной системой оценивания ученика, при этом учитывается множество составляющих, не связанных напрямую со знанием предмета (либо связанных с ним косвенно), как то:
— посещение уроков (до 10% вклада в общую оценку),
— домашние задания (20%),
— активность на уроке (10%),
— индивидуальный прогресс обучения (10%),
— текущий контроль (20%),
— итоговый контроль (30%).
Таким образом, переформатируется весь процесс обучения — он становится критериальным, рассматривает психологические и иные показатели ребенка.
Примечательно, что на сайте Стратегии образования-2025 пофамильно не указаны ее разработчики, но недвусмысленно дается понять, что это ициниатива «молодых и прогрессивных» школьных директоров, которыми чутко руководит господин Калина. Он и назначил недавно всех этих не имеющих реального педагогического опыта «эффективных менеджеров», убрав всех противников разрушительных «слияний и оптимизаций». Не скрываются и основные задачи реформаторов: «Прежде всего, обеспечение вхождения Москвы в тройку мировых лидеров образования. Потому что это позволит нашим выпускам быть более конкурентоспособными на рынке труда». Расшифровываем: новое поколение россиян готовят к обслуживанию мирового рынка транснацкорпораций. О суверенном пути развитии на основании традиций лучших отечественного образования предлагается напрочь забыть. Калина предлагает подстраиваться под Запад и обучать по тем лекалам, которые ему спустят заокеанские благодетели.
Не меньше опасений вызывает вот такое положение Стратегии: «Семья должна увидеть в Школе надежную опору в вопросах воспитания детей». Это практическая реализация программы, о которой «Катюше» рассказывала председатель НП «Родительский комитет» Лариса Павлова — то есть отстранение родителей от процесса воспитания собственных детей с заменой их на школьных психологов и социальных педагогов, примат создающейся электронной диктатуры над традиционной семьей и промывка мозгов молодых мам и пап «ответственным родительством». Проще говоря: воспитывать миллионы детей будет узкая группа архитекторов выстраиваемого глобального мира по разработанным методичкам. Дети перестанут быть частью семьи и в прямом смысле станут собственностью строителей нового кастового общества.
Рассказывая об этих евгенических «инновациях» в рамках Пятого Московского международного салона образования, Калина намекнул, что проект Московской электронной школы (МЭШ) вызывает интерес у учителей из разных регионов Российской Федерации. И не преминул высказаться за коллег: мол, многие выражают надежду, что возможности МЭШ вскоре дойдут и до них. Так что распространяться этот вирус электронного глобализма будет гораздо быстрее, чем нам кажется.
Надо сказать, Калина и правда не одинок в своих исканиях — и такие как он экспериментаторы неизменно получают не только финансирование всех уровней, но и мощную «крышу» как на местном, так и на федеральном уровне. «Катюша» уже рассказывала о некоем Владимире Додонове из Архангельской области, который также отменил оценки, заменив их буквами латинского алфавита, а также ввел уроки секспросвета и т.п.
Та наша публикация вызвала большой резонанс: сенатор Елена Мизулина направила запрос в прокуратуру, тележурналист Константин Семин снял фильм — однако дело с места так и не сдвинулось: Додонов по-прежнему сидит на своем месте, буквенная система оценок в школе сохранилась, а главная заявительница, мама двух детей Валентина Кушмылева, объявила голодовку, попросив в случае ее гибели винить в ней Додонова и министерство образования. Районным же и областным властям наплевать на ситуацию — мало того, они еще и пытаются отнять у Кушмылевой детей.
Однако вернемся в Москву. Департамент образования города Москвы активно включился в проект создания стратегии развития образования до 2025 года. И не только один — на состоявшейся недавно встрече мэра Сергея Собянина с образовательным сообществом одобрительное мнение по скорейшему внедрению МЭШ по всей стране, тотальной цифровизации процесса обучения и т.д. высказал ректор ВШЭ (главной кузницы кадров либерал-глобалистов) Ярослав Кузьминов:
«Москва сейчас имеет финансовые ресурсы и политическую решимость, прежде всего, чтобы возглавить движение в сторону образования будущего. Фактически, цифровая революция — это революция не только на рынке труда, но и в образовании. Это такой вызов, с которым вся образовательная система мира не знает, как справиться. И вот то, что я услышал в презентации наших молодых директоров, — мне кажется, это абсолютно живые и реальные подходы по решению этой задачи. Если мы перейдем к цифровому выполнению хотя бы части заданий, мы учителю высвободим до трети рабочего времени, которое уходит на проверку тетрадок», — заявил Кузьминов.
Радение Кузьминова само по себе заставляет всех, кто в теме, напрячься и сделать соответствующие выводы. Но ему поддакивают и все официальные СМИ, выставляя в качестве абсолютной истины мнения «калининских соколов» — т.н. «эффективных управленцев» образовательными холдингами Москвы, выступающих в роли трансляторов неолиберальных взглядов на образование. При этом всеобщего публичного обсуждения Стратегии не происходит, такая задача просто никем не ставится. В процесс якобы могут включаться все желающие, но конкретные предложения педагогов-профессионалов не печатаются, нет научных обоснований по тем или иным направлениям деятельности. Дискуссии ведутся на школьных педсоветах и в социальных сетях, но охват активной аудитории примерно схож по своим масштабам с введенной в городе практикой «Активный гражданин» (около 1% профессионального сообщества). Как вообще можно говорить о каком-то едином плане действий, если в его разработке принимают участие не все педагоги и преподаватели, и тем более — там нет мнения родителей. Официальное анкетирование всех участников образовательного процесса и анализа результатов также не проводились.
Таким образом, в важнейшем процессе образования возможны любые подмены и фальсификаты, проводящиеся под эгидой Департамента образования Москвы. Родительское сообщество крайне озадачено тем фактом, что ребенка, только-только пробующего самостоятельную жизнь, как взрослого, призывают принять ответственность за выбор своего будущего уже с пятого класса и в дальнейшем навязывают выбор «практикоориентированности». В ходе обсуждений с представителем разработчика стратегии Ильей Новокрещеновым выяснилось, что предлагается заменить часть основных предметов в теоретическом выражении на практические навыки: кружки по интересам и опыты в лабораториях соседних со школой корпусов или на других площадках. Да, это интересно. Но встает вопрос о безопасности — перемещение детей происходит в хаотичном порядке, покидание стен школы происходит без ведома родителей. По факту: взяли, свозили куда-то, никому ничего не сообщая. А недавнее предложение заменить физкультуру обязательным видом спорта вообще говорит о полной некомпетентности авторов стратегии. Они говорят о замене деятельности по гармоничному физическому развитию растущего организма, разработанную медиками, на спорт, который развивает только одну из физических способностей.
Рожки главного заказчика этой «реформы» долго искать не надо, выше мы уже на него указывали — это глобальное «бизнес-сообщество». Вроде бы и неплохо думать, что молодой человек в 17 лет выходит с профессией и становится докой своего дела. Но по факту мондиалисты получают себе новый «винтик», а выпускник загоняется в строгие рамки рынка: или он окажется успешным, или не успешным. Профессия одна, а фундаментального образования уже нет. Работать придется там, где предложено, на диктуемых сверху условиях и за те деньги, которые предложены. Хорошо, если ребенок и родители в пятом классе угадали, и профессия оказалась востребована и высокооплачиваема. Но как можно говорить о перспективе, выбирая направление обучения с пятого класса? Да хоть бы и с седьмого. Фундаментальное образование, которым всегда славилась русская школа, просто вытесняется и подменяется на симулякр. Если ты захочешь сменить направление деятельности, то сможешь это сделать только с помощью кредита (личные средства либо оплачиваемое бизнесом обучение, которое придется потом отрабатывать). Никакой свободы выбора для человека системой не предполагается.
Что такое «передовой опыт» МЭШ, навязываемый всей стране? Это цифровизация детей со школьной скамьи, накопление истории успешности/неуспешности с 1-го класса (персональная образовательная траектория) с последующим формированием у школьника «цифровой личности». Как известно, внедрение любых IT-технологий связано с огромными рисками, к электронной безопасности добавляется и человеческий фактор, от которого в принципе нет никакой защиты. Цифровая личность может быть украдена, утеряна, изменена, стерта, поражена вирусом в самый неподходящий момент, как это не раз происходило с данными того же Рособрнадзора или с базами «Контингента».
Но самое опасное — в эксперименте МЭШ без ведома и согласия родителей на сегодня участвуют практически все без исключения школы Москвы. Нет утвержденных регламентов к техническому оборудованию, нет исследований, заключений от медицинского сообщества о безопасности, нет СанПиН, гигиенических норм и правил, никто не проводил экспериментальных замеров электромагнитных полей, когда в одном классе одновременно работают, к примеру, 30 планшетов, беспроводной роутер, огромная электронная панель и персональные компьютеры. И ведь таких классов в школах может быть 200 и больше! Также нет заключений нейропсихологов в отношении длительного пребывания ребенка в интернете, погружения в различные гаджеты.
Министр образования Ольга Васильева, выступая на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2018», высказала однозначную позицию по данной теме:
«Вложения в цифровое образование невозможны без фундаментальных исследований в области когнитивных наук. Это дичь. Невозможно ввести «цифру» в школе, не зная, как она будет влиять на детей определенного возраста. Этого нельзя делать. Гаджеты при использовании в раннем возрасте — где эти исследования? Мы сами сейчас в «цифре», компьютере, сидим с утра до ночи. У нас нет исследований, как и что влияет на подростковую психологию», — отметила Васильева. Однако эти слова могут остаться гласом вопиющего в пустыне — тем более что в СМИ пошла новая волна вбросов информации о скорой отставке Васильевой и замене ее на ставленницу ВШЭ Елену Шмелеву .
Но, к сожалению, практика показывает, что сила и ресурсы сейчас на стороне Калины, Кузьминова и прочих «инноваторов». На внедряемую ими систему отводятся огромные средства налогоплательщиков: более 16 млрд. рублей, и в перспективе будет потрачена такая же сумма — только по Москве. Более того, никто, кроме «внедрителей», еще не знает, как и чем будет наполняться облачный контент (облако информации в интернете, которое, по задумке Минобрнауки, должно быть общим для всех школ России). Это снова огромные затраты на госконтракты, создание подрядов и субподрядов из разных организаций… А ведь в Москве еще электронный журнал толком не заработал — постоянно идут сбои, хотя система вроде как уже два года действует НЕ в тестовом режиме. Нет и четкого понимания того, как именно будет реагировать детская психика на тотальный контроль со стороны школы посредством электронного слежения и докладывания родителям и ювенальным структурам. Уже сейчас нередки случаи недоверия родителей к детям (и наоборот) из-за системных сбоев.
Цифровая личность человека будет продаваться и перепродаваться на рынке труда без ведома самого человека. Иного просто не дано — ведь система безопасности даже по электронному журналу очень слаба, равно как нет общенациональной системы защиты и безопасности цифровых данных. А наши дети втянуты во все это УЖЕ СЕЙЧАС. Что будет чувствовать при этом новое поколение — об этом кто-то задумался? Так и хочется задаться вопросом: куда смотрят Генпрокуратура, наши омбудсмены — защитники прав человека и ребенка? Чем заняты Госдума и Совет Федерации? На недавней конференции глава Курчатовского института Михаил Ковальчук дал четкое представление о манипуляциях, связанных с созданием в России цифрового ГУЛАГа, но чиновники по традиции пропустили умные слова мимо ушей.
Члены правительства только обещали подумать об озвученных ученым проблемах, а технологии уже активно внедряются — без ограничений и права выбора. В закон об образовании в связи с возникшей шумихой сейчас экстренно вводятся поправки, касающиеся легитимизации электронной школы. Вместо отмашки на начало полномасштабных исследований безопасности и оценки предстоящего ущерба, премьер-министр Дмитрий Медведев рекомендует как можно скорее узаконить беззаконие. Спору нет, МЭШ — очень удобная штука для бизнеса, позволяющая с мгновенной скоростью вводить в процесс обучения все необходимые навыки для «служебных людей». Но где мы скоро окажемся, если заказ на кадры для транснацкорпораций будет поступать прямо со школьной скамьи? Дети попросту превратятся в рабов глобальной бизнес-системы, правящая верхушка будет по наследству передавать свои посты, а их наследники — «по старинке» обучаться на фундаментальной гимназической базе (преимущественно — за границей). А все прочие «винтики и гаечки» уже никуда и никогда не поднимутся и не смогут поднять страну.
Тех, кто «не впишется в рынок», ждет та же участь, что и миллионы россиян в «лихие девяностые». Что мы будем делать с гвардией молодцов с гормонами, не социализированными, не обученными, не готовыми к самостоятельному существованию? Постоянно трястись и гадать, в каком регионе в школе случится новая подростковая бойня, где проявит себя новая ячейка АУЕ? В какой стране мы проснемся завтра с таким подходом к образованию?
Эту важнейшую для национальной безопасности России тему недопустимо более замалчивать. Сегодня громадные средства вброшены в цифровизацию, и такое же количество денег отобрано у фундаментального образования. «Хозяева денег» и их слуги заинтересованы в быстрой наживе, а никак не в развитии нашей промышленности и производства. Именно сейчас решается вопрос о том, будет ли будущее у наших детей, или все они пойдут по пути, заданному мировым «бизнес-сообществом» — по пути растаскивания последних накопленных резервов и продажи суверенитета. Департамент образования Москвы во главе с Калиной создает все условия для новой утечки мозгов из России. И московская образовательная стратегия-2025 — это никакое не развитие, а прямое разложение нашей страны.
Образец обращения против МЭШ размещен на сайте ОУЗС.
РИА Катюша
Учредитель ООО Реалист Главный редактор Цыганов А.Б.
адрес электронной почты редакции; katyusha.info@mail.ru