Прошедший год был трудным для всего мира, но есть основания говорить о том, что особенно сложным он выдался для Кыргызстана. События наваливались одно за другим и к концу года буквально потрясли всю страну. Запустил домино трудностей небезызвестный коронавирус, который резко усугубил давно назревавшие проблемы.
Коллапс здравоохранения
К мировой эпидемии полностью оказалась не готова ни одна страна в мире. Кто-то действовал лучше, кто-то хуже, многое зависело от состояния местной системы здравоохранения и экономики, способной быстро адаптироваться к чрезвычайной ситуации. КР последнее удалось плохо из-за отсутствия необходимых ресурсов: остававшаяся в стране после распада СССР медицинская инфраструктура постоянно сокращалась, количество коек в больницах уменьшалось, как и число врачей с их нищенскими зарплатами.
Несмотря на общую с Китаем границу, Covid-19 в Кыргызстане обнаружили только в середине марта. У страны было достаточно времени, чтобы подготовиться к отражению уханьского вируса, и чиновники рапортовали о полной готовности во всеоружии его встретить. Но, как оказалось, это были пустые заявления. В реальности Кыргызстан оказался совершенно не готов к пандемии, в стране ввели жесткий локдаун и бросили людей на произвол судьбы.
В первые месяцы даже врачам-инфекционистам не хватало масок и защитных костюмов. Волонтеры и меценаты стали за свой счет поставлять поликлиникам медицинское оборудование, фактически дублируя эту первоочередную государственную функцию. Государственные структуры не озаботились даже обеспечением бесперебойным питанием медиков, которые сутками вынуждены были работать в красной зоне с ковидными пациентами. Простые люди нередко сбрасывались и привозили в больницы готовую еду.
Недостаток в защитной амуниции и плохая подготовка рядовых сотрудников привела к тому, что Кыргызстан по числу инфицированных медиков на душу населения стал одним из мировых лидеров. К концу года число больных коронавирусом медиков перевалило за 4 тысячи. В критические дни для восполнения врачебного персонала руководство даже направило младших студентов медвузов для работы с зараженными.
Россия, Китай, государства ЕС и другие страны поставили в страну большие объемы гуманитарной помощи. В частности, Москва фактически взяла на себя главную роль в обеспечении тест-системами. Безвозмездно поставлялись лекарственные препараты, аппараты ИВЛ и другое медицинское оборудование.
Несмотря на веденный жесткий локдаун и обязательное ношение масок, больницы и даже временные стационары оказались переполнены пациентами с Covid-19, а также тяжелой формой пневмонии. Летом во время второй волны эпидемии в Бишкеке случился полный коллапс. Госпитализировать отказывались даже тяжелых больных, некоторые умирали прямо у ворот медучреждений.
На помощь своим коллегам отправились и медики из России, которые спецбортами МЧС прибыли в столицу, а также в Ош и другие города Кыргызстана. Они на местах помогали лечить больных и делились опытом с местными медиками.
Только осенью эпидемиологическую ситуацию удалось взять под контроль и отменить наиболее строгие карантинные ограничения. Всего на 11 января официально зарегистрирован 1371 летальный исход от Covid-19 и внебольничной пневмонии. Но это официальная статистика. Сколько на самом деле умерло кыргызстанцев от уханьского вируса при имевшей место неразберихе, можно лишь догадываться.
Совсем не случайно в стране вынашивается мысль о привлечении бывших премьер-министров и других должностных лиц к ответственности за действия, которые привели к гибели людей во время пандемии. Как заявил глава Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями Сыймык Жапыкеев, «кто-то должен ответить, более тысячи человек погибли, и никто не понесет за это ответственность, что ли? Все, кто причастен к пандемии – Мухаммедкалый Абылгазиев, Кубатбек Боронов, Алтынай Омурбекова (вице-премьер до апреля 2020 года, куратор социальной политики. – Ред.), два бывших министра здравоохранения и представитель Минфина – они все ответят, мы доведем дело до конца».
Клановые парламентские выборы
К 5 октября – долгожданным парламентским выборам – население Кыргызстана успело изрядно обеднеть, захворать и сильно радикализироваться из-за постоянных скандалов, в которые оказалось втянуто руководство страны. Депутаты Жогорку Кенеша дискредитировали себя еще до пандемии, а во время карантина и вовсе бросили население выживать самостоятельно. К этому прибавились коррупционные скандалы вокруг влиятельного и скандально известного клана Матраимовых, который в прессе связывали с семьей действующего на тот момент президента Сооронбая Жээнбекова.
Несмотря на и без того массовое недовольство людей и конкурирующих политических группировок, во время парламентских выборов власти не постеснялись на полную катушку использовать административный ресурс. К этому инструменту прибегали и раньше, но прошедшие парламентские выборы в этом смысле просто вышли за все рамки приличия.
Больше всего вызвало недовольство голосование по так называемой «форме № 2» (голосование не по прописке). Таких желающих набралось аж 445 тысяч человек, при том что всего в Кыргызстане зарегистрировано 3 млн 466 тысяч избирателей. Ничего подобного на предыдущих выборах не было. Зафиксирован был и массовый подвоз людей на избирательные участки, причем как раз на те, где больше всего зарегистрировались по «форме № 2».
На таком фоне сомнительно выглядели результаты выборов, на которых две партии, пропрезидентская «Биримдик» и матраимовская «Мекеним Кыргызстан», с большим отрывом заняли два первых места. Поступали сообщения и о массовом подкупе избирателей как раз со стороны двух вышеупомянутых партий.
Оппозиция не признала итоги выборов и вышла на митинг в Бишкеке. На следующий день несколько тысяч человек захватили Белый дом (резиденцию парламента и президента). Центральная избирательная комиссия под давлением улицы отменила результаты выборов. Такого прецедента, чтобы итоги выборов аннулировали почти сразу после их проведения, пусть и по понятным причинам, в бурной истории Кыргызстана еще не было.
Подобный сценарий вбил последний гвоздь в гроб парламентаризма Кыргызстана. Парламент, обладая обширными полномочиями, не оправдал возлагавших на него надежд. Выяснилось, что в стране фактически не существуют партии как таковые, депутаты легко выходили и вступали в самые различные политобъединения. Характерно, что сотни тысяч проголосовавших за «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан» не стали отстаивать свой выбор и не вышли на улицы, митинговала только оппозиция.
В начале уже нынешнего года политическая модель сменилась. 10 января вместе с президентскими выборами провели и референдум по государственной форме правления. 80% голосовавших выбрали президентскую, как и нового главу государства, у которого будут громадные полномочия. Таким образом, грязные выборы привели не только к отмене их результатов, но и коренному переделу во властных кабинетах, возведя на Олимп совсем неожиданные лица.
Принудительная смена власти
Массовые митинги в Бишкеке привели к отставке правительства премьер-министра Кубатбека Боронова, 15 октября ушел и президент Сооронбай Жээнбеков. Сам Боронов был премьером всего несколько месяцев, он продолжал невнятную политику своего предшественника, крайне непопулярного премьера Мухаммедкалыя Абылгазиева. Отставка Абылгазиева напрашивалась еще в 2019 году, Кабинет министров явно не справлялся со своими обязанностями, занимаясь в основном бюрократической волокитой и имитацией работы. С такой командой управленцев страна провалила подготовку к отражению пандемии.
Садыр Жапаров оказался самым расторопным и сумел быстро продавить свое назначение на должность премьер-министра, а потом стать и. о. президента. После выборов 10 января он уже официально стал избранным главой государства. На выборах ему оказали большой кредит доверия, который, если быстро не улучшить жизнь населения, быстро растает.
Новый премьер-министр Артём Новиков пользуется популярностью у населения. По крайней мере, в сравнении с предыдущими премьерами его работу оценивают положительно, в том числе за критику чиновников и открытость в информационном пространстве. Вполне возможно, что молодой Новиков и дальше будет возглавлять правительство.
Новые парламентские выборы должны пройти в конце весны. Станет ли Жапаров создавать собственную партию власти или избежит ошибки своих предшественников? Узнаем совсем скоро.