Перед очередной встречей Владислава Суркова с Куртом Волкером было много разговоров о бесперспективности переговоров. Действительно, предыдущие три раунда очень сложно занести в актив. Однако вопреки скептическому отношению положительный итог все же последовал.
Прежде всего: пакет американских предложений по развертыванию миссии ООН на Донбассе выглядит вполне реализуемым. Принципиально важный момент состоит в том, что Вашингтон начал обсуждать инициативу Москвы именно в контексте поэтапности реализации и в строгой привязке к политическому пакету. То есть, чтобы реализуемый план не противоречил выполнению Минских соглашений.
На четвертой встречи наметился тот самый сбалансированный подход, о необходимости которого Москва постоянно говорила. И это — своеобразный сигнал для Киева, который сделал откровенное саботирование решений Нормандского формата своим ключевым внешнеполитическим вектором.
Второй положительный сдвиг переговорном процессе состоит в том, что США понимают озабоченность России по принятому Верховной Радой так называемому закону «О реинтеграции Донбасса», которые узаконивает совершаемые украинской стороной преступления и по сути перечеркивает Минский формат. Да, на сегодняшний день документ еще не подписан Порошенко, но нет сомнений, что это произойдет и будет только способствовать углублению конфликта.
Давайте назовем вещи своими именами.
Ни о какой «реинтеграции» в этом законе речь не идет все делается для того, чтобы еще больше расколоть Украину. Киев хоронит достигнутые в Минске договоренности и весь имеющийся механизм поиска взаимоприемлемых решений по преодолению внутриукраинской кризиса, включая и «Нормандский формат», гарантами исполнения которого являются Германия и Франция.
Украинская сторона старательно уходит от ответа на ключевые вопросы: как данный закон соотносится с положениями минских договоренностей об амнистии в связи с событиями в Донбассе, с законом об особом статусе Донбасса, с проведением местных выборов, модальности которых должны быть согласованы с представителями Донецка и Луганска? И то, что на переговорах Волкер адекватно реагировала на озабоченности России по поводу позиции Украины – положительный фактор.
Конечно, существуют серьезные опасения, что Волкер будет просто поддерживать диалог, избегая при этом выхода на качественные изменения ситуации. То есть, по сути сохранит статус-кво. Пока же, Москва изучит предложения Вашингтона и даст свой ответ.