Протесты против итогов президентских выборов в Белоруссии, на которых, по официальным данным, победил Александр Лукашенко, продолжаются в республике с 9 августа. При этом, как и предполагал ряд аналитиков, с каждым днем они привлекают на свою сторону всё меньше участников – ежедневные митинги собирают по стране от нескольких десятков до пары тысяч человек, демонстрируя постепенное утихание интереса простых граждан к происходящему. Единственными массовыми акциями остаются марши, которые организовываются оппозицией по выходным, когда в Минск стягиваются десятки тысяч недовольных режимом Лукашенко. Центр белорусской столицы превращается в место проведения огромного митинга.
Как в своё время в начале украинского евромайдана на рубеже 2013-2014 годов, протестные акции в Белоруссии пока носят мирный характер. Более того, сегодня они уже превратились в подобие массовых гуляний – люди на площадях танцуют, поют песни, приходят на акции целыми семьями, делаю селфи с бело-красно-белым флагом и, как правило, не препятствуют силовикам, которые выхватывают из толпы организаторов мероприятий или наиболее активных их участников. Большинство белорусов лишь снимает происходящее на камеру, скандирует «Позор!
» и «Милиция (армия) с народом!», но не предпринимает никаких активных действий, чтобы предотвратить вновь начавшиеся аресты. Само по себе протестное движение практически сошло на нет в небольших городах, а главными его центрами остались Минск, Гродно и Брест.
Следует признать, что подобная специфика белорусских протестов связана не только с тем, что сегодня в республике так и не сложилась катастрофическая социально-экономическая ситуация, которая бы вывела на улицы рабочих, но и с разным составом протестующих. В целом среди тех, кто сегодня открыто выступил против Александра Лукашенко, можно выделить несколько основных групп, каждая из которых имеет собственные цели, хотя и декларируют единую для всех сверхзадачу – отставка нынешнего президента и проведение новых выборов.
Прозападная оппозиция уже поднимает флаги Евросоюза вкупе с «белчервонабелыми»
Прозападная оппозиция. Именно эта часть белорусского общества является идейным вдохновителем протестов и даже создала некий Координационный совет (КС), который формально должен координировать действия оппозиции и вести переговоры с властью от имени всех белорусов. Однако, если присмотреться к составу участников КС, то оказывается, что ни о каком широком общественном представительстве в нём речи не идет. Например, среди объявленных «профессионалов и настоящих белорусов» в совете оказались только представители прозападной интеллигенции и политической среды. Например, председатель движения «За свободу» Юрий Губаревич и сопредседатель Белорусской христианской демокартии (БХД) Виталий Рымашевский, известные своими тесными связями с Польшей. Абсолютные прозападники – активист Андрей Стрижак и журналистка Светлана Калинкина, не раз заявлявшие о своем негативном отношении к интеграции с Россией. Руководитель финансируемого Западом правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий, активистка получающего гранты из ЕС «Молодежного блока» Алана Гебремариам, директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров и многие другие.
В составе Координационного совета нет представителей той части белорусского общества, которая ориентирована на упрочение связей с Россией
Тех, кого можно было бы назвать представителем наиболее значительной части общества, ориентированной на евразийскую интеграцию, в руководящем составе КС на сегодня нет. Даже один из его лидеров экс-министр культуры Павел Латушко, заявляющий о необходимости сохранения отношений с РФ, известен своими прозападными взглядами. И именно этот совет сегодня стремится определять повестку дня протеста, одновременно не делая пока никаких заявлений, связанных с геополитикой. Весьма предусмотрительно, поскольку такие заявления сразу оттолкнули бы весомую часть участников протестов от их организаторов.
Националисты заинтересованы в радикализации протеста
Ближайшими соратниками КС в протестном движении являются националисты. Причём они не только являются самыми активными участниками протестов, но и входят в состав уже упомянутого КС. Это, например, авторы скандального «Реформационного пакета для Белоруссии», призывающего разорвать практически все связи с Россией и начать принудительную белорусизацию страны, Александр Добровольский и Ольга Ковалькова. Среди них оказался и Павел Белоус – основатель и владелец известной среди националистов компании Symbal.by, торгующей национальной символикой и неоднократно заявлявший, что его очень сильно раздражает Россия. Именно представители этой части белорусского общества активно внедряют в протесты лозунг «Жыве Беларусь!» и бело-красно-белый флаг. Именно они в последнее время начали скандировать в толпе знаменитую украинскую кричалку «Кто не скачет – тот москаль!». И именно они идут во главе радикализации масс, ожидая удобного момента, чтобы повернуть протест не только против Лукашенко, но и поддерживающей его России. Последствия этого уже не первый год можно наблюдать на Украине.
На первые митинги люди выходили и под государственными флагами, БЧБ—символики было немного…
Значительной частью протестного движения в Белоруссии являются пророссийски настроенные активисты. И здесь кроется особенность нынешнего белорусского протеста. Формально, выступая под националистическими лозунгами и флагами, пророссийские активисты готовы идти на сотрудничество как с националистами, так и с прозападниками только для того, чтобы сменить Лукашенко. В их понимании после отставки нынешнего президента и проведения новых выборов в стране появится возможность формирования пророссийских организаций. По их мнению, именно Лукашенко является главным противником интеграции с РФ. При этом такая наивность пророссийски настроенной части протестов, по всей видимости, может сыграть с ними злую шутку, как это случилось на Украине, где ни о каком свободном выражении взглядов, связанных с Россией, в последние годы не может быть и речи.
Простые белорусы, ранее аполитичные, – основная цель прозападников и националистов
Главной же массовкой протестов в Белоруссии является ранее не интересовавшаяся политикой часть белорусского общества. Сюда входят служащие, интеллигенция и рабочие, которые долгие годы предпочитали не замечать происходящего в стране. Их главным требованием является расследование преступлений силовиков в ходе подавления протестов и проведение честных выборов. Именно они, не имея ясного плана дальнейших действий и идеологической основы, сегодня являются основной целью для прозападников и националистов.
Рабочие не спешат становиться под БЧБ—знамёна
В то же время, стоит отметить, что большой опасностью для белорусских властей в настоящее время является рабочее движение, а не интеллигенция или танцующая на площадях молодёжь. Пока рабочие не стремятся напрямую идти под бело-красно-белыми флагами, предпочитая действовать привычными для себя методами – забастовками. Правда, организовать общереспубликанскую забастовку не удаётся. Только «Беларуськалий» и ряд мелких госпредприятий заявили о создании стачечных комитетов. И, как отмечают аналитики, пока в стране не начнется серьёзный экономический кризис, властям будет удаваться сдерживать недовольство трудящихся и не давать им полностью сомкнуться с общей массой протеста.
Протесты подогревают и религиозные общины, особенно те, которые увидели для себя перспективы, подобные украинским…
Как известно, немаловажную роль в украинской «революции гидности» сыграли различные религиозные общины. Несмотря на то, что духовенство в Белоруссии не играет существенной роли в общественно-политической жизни страны, его представители также являются одной из составляющих нынешнего протеста. Более того, сегодня среди оппозиции стали появляться призывы рассмотреть духовенство в качестве одного из посредников при переговорах между противоборствующими сторонами. Стоит заметить, что священнослужители в Белоруссии сегодня также заняли неоднозначную позицию к происходящему.
Наиболее активным участником протестов является католическая церковь и представитель Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ). Именно ксендзы, священнослужители БАПЦ и представители протестантских движений присутствуют на акциях протеста, поддерживая оппонентов Лукашенко. При этом главными их требованиями являются: прекращение насилия, расследование всех случаев истязания мирных граждан, а также начало диалога власти с протестующими. Например, глава Католической церкви Белоруссии митрополит Тадеуш Кондрусевич не только не поздравил Лукашенко с победой на выборах, но уже 11 августа призвал власть и протестующих сесть за стол переговоров. В ночь на 15 августа он же в своем послании фактически обвинил режим в «пролитой крови, тысячах задержанных и жестоко избитых мирных жителей». По его словам, власть повинна в совершении «тяжкого греха», а у Лукашенко есть последней шанс «начать конструктивный диалог с обществом, прекратить насилие и незамедлительно освободить всех задержанных на мирных акциях невинных граждан». Католическая церковь оказалась наиболее активна в Гродненской и Брестской областях, где некоторые костёлы и вовсе стали очагами сопротивления. Во время протестов в них звонили в колокола, вывешивали бело-красно-белые флаги и собирали протестующих.
В тоже время Белорусская православная церковь Московского патриархата (БПЦ) официально старается держаться нейтрально, лишь призывая свою паству к миру. Правда, и здесь стоит отметить, что ряд священнослужителей уже перешли на сторону протестующих и даже вышли из состава БПЦ. Особое рвение в данном случае проявляет духовенство все тех же Гродненской и Брестской областей, что уже привело к проблемам в самой церкви.
Как известно, 25 августа Священный синод принял решение освободить от должности Патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Минского и Заславского.
Для официального Минска всё это не может считаться хорошим знаком, так как церковь, как бы к ней ни относились в республике, вполне способна внести свой вклад в раскол белорусского общества, как это уже было на Украине, где особенно старались униаты, раскольники, протестанты и деструктивные секты.
Таким образом, в нынешнее протестное движение в Белоруссии тем или иным образом оказались втянуты практически все слои белорусского общества. Но чёткий план дальнейших шагов есть только у прозападной и националистически настроенной части протеста. Нечто подобное можно было наблюдать в своё время и на Украине, когда мирные лозунги без чётких требований стали заменяться на радикальные призывы и требования. Правда, к счастью для Белоруссии, в стране нет своей «Галичины», хотя в последнее время националисты пытаются опереться на Гродно и Брест.
К сожалению, если протестное движение в Белоруссии и дальше будет развиваться по принципам, предложенным националистами и прозападниками, его результаты для страны могут оказаться крайне печальными, а республика вполне может повторить судьбу своего южного соседа.