Почему украинцам сложно получить российское гражданство? Константин Затулин назвал виновников волокиты

Поддержка соотечественников и сложности получения российского гражданства — такова была тема пресс-конференции первого зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константина Затулин. Политик рассказал об уже внесенных и находящихся в стадии разработки законопроектах, а также рассказал, почему миллионы русских до сих пор не могут вернуться на историческую родину.

Год революций и гражданства

По самым скромным подсчетам, за пределами России находится до 30 млн. людей, которые вправе считать себя частью русского народа. Но, в отличие от миграции начала XX века, после 1991 года и в момент распада Советского Союза люди не принимали сознательных решений о том, чтобы уехать из страны, которую они считали своей. Это страна, по словам Константина Затулина, просто приказала долго жить и уехала от них: данное обстоятельство и должно было руководить пером и мыслями людей, которые в свое время писали ФЗ «О гражданстве РФ».

Но, к сожалению, они исходили совсем из других императивов: мол, все, кто надо, в Россию приехали, теперь необходимо поставить барьер на пути тех, кто нам не нужен… Это было сказано в начале 2000-х годов, а 2014 год породил глубочайшую проблему, которая на сегодня, к сожалению, ни законодательно, ни практически не решаема.

2017 год — это год не только столетия великих русских революций, но и столетия российского гражданства, которого до 1917 года не было: все по своему статусу были подданными Российской империи. После того, как она прекратила свое существование, став сначала Российской республикой, потом — Российской Социалистической республикой, Российской Федерацией, Советским Союзом – появилось такое понятие, как граждане.

Итак, на что же направлены новые законодательные инициативы, одна из которых (поправка в закон «О гражданстве РФ», касающаяся носителей русского языка) была внесена в Госдуму 30 декабря 2016 года?

Тупиковая справка для «носителей»

Термин «носитель русского языка» был предложен Президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года. Президент говорил о необходимости предоставления упрощенной формы получения гражданства России тем, кто родился в бывшей Российской империи или Советском Союзе, хочет жить в России, знает русский язык и намерен отказаться от своего нынешнего гражданства в пользу гражданства России. При попытке введения этого термина и его понятия в ткань закона «О гражданстве РФ», предыдущим составом Госдумы были приняты решения, которые фактически заблокировали инициативу президента.

В частности, от желающих сдавать экзамен по русскому языку комиссия требует предоставление справки о выходе из иностранного гражданства, которая должна быть выдана по прежнему месту гражданства и проживания. Но ведь никто не заключал никаких договоров о том, что какие-то государства обязаны выдавать эти справки! Соответственно, никто их и не выдает. К примеру, у тех, кто оказался в России вместе с Крымом в результате Крымского референдума, таких проблем не возникло, но для всех остальных они остаются, в том числе, и для беженцев из Украины.

С 2014 года, за все время действия пункта о носителях русского языка, лишь 3500 человек получили гражданство как «носители». И кто эти люди по происхождению? Более 60% — это граждане Таджикистана! Почему им оказана такая преференция? По одной простой причине: Таджикистан — единственная страна, с которой у РФ есть действующее неоспариваемое соглашение двойного гражданства! Соответственно, таджикам не нужно предоставлять эту справку, потому как им не надо выходить из гражданства Таджикистана. Во всех же остальных случаях требуют справку, которую люди предоставить не в состоянии.

По словам Константина Затулина, он получает массу писем от пытающихся преодолеть эту норму. Вот свежий пример. Гражданин Иванченко из Одесской области пытался решить вопрос о получении такой справки на Украине и продвинулся дальше других: он какими-то правдами и неправдами таки получил справку о том, что вышел из гражданства Украины. Но «бдительное» главное управление по вопросам миграции РФ ответило ему таким образом: в соответствии с их представлением о том, кто должен выдавать такие справки на Украине, это — не тот орган, поэтому данную справку учесть нельзя, а гражданин Иванченко не имеет права претендовать на гражданство РФ. Ему вместе с заявлением о выдаче вида на жительство (ВНЖ) представлен ответ нового управления государственной миграционной службы Украины в Одесской области, согласно которому гражданин Украины, постоянно проживающий заграницей, может выйти из гражданства Украины по своему ходатайству. Принятие заявлений о выходе из гражданства относится к компетенции МИД Украины, диппредставительств и консульских учреждений Украины за рубежом. В жалобе Иванченко на отказ в выдаче ВНЖ приложена копия ответа консульского отдела посольства РФ, в котором заявителю даны разъяснения о порядке выхода из гражданства Украины и подтверждается обращение Иванченко. Но то, что он предоставил в качестве документа о выходе из гражданства, является недостаточным на взгляд «бдительного» Главного управления по миграции РФ (начальник — Ольга Евгеньевна Кириллова): оно в данном случае очень трогательно берет на себя заботу не только о российских законах, но и о том, правильно ли исполняются украинские законы… Много подобных случаев уже получили резонанс в СМИ.

Иностранное государство как посредник

По словам Константина Затулина, в законопроекте предложено ориентироваться на факт рождения в Российской империи или в СССР, а не на факт проживания, на чем акцентировали внимание депутаты Госдумы в 2014 году. Ведь доказать постоянное проживание за давностью лет гораздо сложнее, чем факт рождения, который, как правило, указывается во всех документах и свидетельствах! Также предложено снять «милую оговорку», сделанную коллегами Затулина в предыдущем созыве: речь идет о тех, кто имеет отношение к СССР и Российской империи, но при этом — в современных границах РФ. Ничего похожего президент РФ не говорил! Ну и, безусловно, в поправках снята необходимость предоставления справки от иностранного государства о выходе из гражданства, которая, кстати, фигурирует только в отношении носителей русского языка: так, у участников Госпрограммы по добровольному переселению никто этой справки не требует. А в отношении «носителей» иностранное государство (в большинстве случаев — враждебное России) почему-то становится посредником в предоставлении нашему соотечественнику гражданства собственной страны – РФ!

Речь не только об Украине: такие же справки не выдают и в Прибалтике, более того, когда там требуют справку о выходе из гражданства, в ответ Литва-Латвия-Эстония требуют документ от российских миграционных служб о том, что они предоставят человеку гражданство. В свою очередь, в России этого никто не собирается выдавать, потому как наперед такое выдать нереально… На что в странах Прибалтики отвечают: мы, дескать, не можем исключить нас из собственного гражданства, поскольку являемся участниками конвенции по борьбе с негражданством, и, соответственно, не можем умножать число неграждан… Вот в Канаде, например, можно иметь сколько угодно гражданств, но выйти из гражданства Канады нельзя: нет такой процедуры.

Дмитрий Жуйков VS конституционные права граждан

К данному законопроекту уже присоединились 15 депутатов фракции «Единая Россия». Он поддержан комитетами-соисполнителями: комитетом по делам национальностей и комитетом по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Комитет по государственному строительству и законодательству Госдумы РФ (председатель – Павел Крашенинников), являясь профильным, до сих пор не высказался: в немалой степени потому, что Государственно-правовое Управление Президента РФ, дающее отзывы на законопроекты, внесенные в Госдуму, относится к принятию этого закона отрицательно.

По словам парламентария, причины – надуманные, включая, например, то, что авторы данного законопроекта, якобы, намерены разрушить систему выдачи разрешений на временное проживание (РВП).

«Чиновники, которые писали подобный отзыв, могли бы прочесть закон и убедиться, что непосредственно для носителей русского языка РВП не требуется! Эта преференция таки у них имеется: они должны сразу получать ВНЖ, а потом уже претендовать на гражданство… Тем не менее, и автору, и соавторам вменяется «подрывная деятельность» по отношению к очень «деликатной» работе по предоставлению гражданства…

Мнение Государственно-правового Управления Президента РФ формируется Управлением Президента по обеспечению конституционных прав граждан. Какая ирония судьбы! Управление по защите конституционных прав, которое возглавляет господин Дмитрий Жуйков из Администрации Президента РФ, просто бревном лежит против всех изменений в законе «О гражданстве РФ». Я впервые так откровенно и прямо называю виновника того, что сотни тысяч людей, которые уже сегодня могли бы быть в России на легальном основании и вносить свой вклад в ее развитие, вынуждены бегать по инстанциям и биться головой о стену! Потому что есть человек, который в силу своих представлений о том, что хорошо, а что — плохо считает, что они в России не нужны», — заявил Константин Затулин.

…Очевидно, что в случае с носителями русского языка немало попыток дискредитировать саму идею. К примеру, либералы говорят, что внесение этих законов является проделками Кремля и лично Путина, который намерен перед президентскими выборами-2018 увеличить таким образом число своих избирателей. Помешанные же на узколобом национализме и ксенофобии заявляют, что авторы данных законов хотят заменить нынешнее население РФ выходцами из Средней Азии. Но в Средней Азии в общей сложности проживает 50 млн. человек, и ими 150-миллионное население РФ заменить невозможно, даже если они все до единого выедут согласно принятым поправкам!

«Мы никому не раздаем паспорта и гражданство, в чем нас пытаются упрекнуть, мы лишь даем возможность людям подойти к экзамену по русскому языку, и если они докажут, что он для них – родной, то в этом случае перед ними откроется путь к гражданству! Мы понимаем, что далеко не все «носители» являются в полном смысле слова нашими соотечественниками, но мне абсолютно непонятно: на чем основано такое отношение, если мы с теми же Киргизией и Казахстаном строим вместе евразийское пространство и евразийский экономический союз? А относительно тех, кто устраивает у нас теракты… На этот счет есть огромная масса законодательных ограничений и условий, исходя из которых любой соискатель гражданства отвергается при наличии к нему обоснованных претензий со стороны наших правоохранительных органов! Мы должны понять, что всякими идиотскими запретами не лицам из Средней Азии, а нашим, русским соотечественникам препятствуем в их желании получить устойчивую связь с РФ – гражданство», — подчеркнул Константин Затулин.

Он также отметил, что намерен с коллегами по Госдуме внести в закон «О гражданстве РФ» и более кардинальные изменения: по его мнению, соотечественники, не являющиеся мигрантами и гастарбайтерами, должны иметь право получения гражданства РФ без выхода из гражданства страны проживания.

«Пусть они не приедут в Россию, и не будут здесь работать, но их дети смогут претендовать на паспорт гражданина РФ. И что в этом плохого, если таким путем мы увеличиваем число своих граждан, делая прививку от ассимиляции, которая идет на постсоветском пространстве, позволяем людям в будущем с гордостью говорить, что мы живем в Аргентине, на Украине, в Китае, но при этом мы — граждане России, потому что Россия — наше Отечество?! Наша Родина — Аргентина, Украина, Китай, но Отечество у нас – Россия, вот он, паспорт! И многие народы идут по этому пути: китайцы, евреи, армяне… Когда-нибудь это проникнет в голову господина Дмитрия Жуйкова, который занимается защитой конституционных прав граждан, или нет?», — резюмировал политик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *