Являются ли санкции США в отношении Белоруссии препятствием для сближения?

Являются ли санкции США в отношении Белоруссии препятствием для сближения?
Являются ли санкции США в отношении Белоруссии препятствием для сближения?

В последние месяцы в отношениях между Белоруссией и США стало наблюдаться определенное потепление. Если еще несколько лет назад из Вашингтона можно было слышать упреки в сторону белорусских властей в авторитаризме и «диктатуре», а из Минска – в стремлении Белого дома вмешиваться во внутренние дела республики, то сегодня риторика сторон значительно изменилась.

За последний год Минск практически превратился в место паломничества для американских экспертов и чиновников самого различного ранга, среди которых особое место имел приезд в середине сентября заместителя госсекретаря США Дэвида Хэйла. Этот визит вслед за приездом в Минск уже бывшего советника Д. Трампа Дж. Болтона, по мнению экспертов, окончательно подтвердил формирование новой концепции отношения США к белорусскому политическому режиму. Это, как считают наблюдатели, подтверждается заявлением Хэйла во время встречи с Александром Лукашенко о том, что «при достижении прогресса в рамках прав человека мы можем обсуждать дальнейшие шаги по ослаблению санкций и углублению нашего сотрудничества».

В свою очередь, белорусский лидер заявил заокеанскому гостю: «Приятно вас видеть здесь – не только в Беларуси, но и в Восточной Европе.

Я с удовлетворением хочу отметить, что это свидетельство того, что США наконец-то обратили внимание не только на Европу в целом, но и на Беларусь. А в это сложное время ваш интерес к этому региону обнадеживает».

Являются ли санкции США в отношении Белоруссии препятствием для сближения?А. Лукашенко Д. Хэйлу: «США наконец-то обратили внимание не только на Европу в целом, но и на Беларусь»

Однако действительно ли существующие сегодня санкции США в отношении Белоруссии являются серьезным камнем преткновения на пути дальнейшей нормализации двухсторонних отношений? По всей видимости, нет.

Необходимо отметить, что о возможности окончательного снятия санкций с Белоруссии американские представители говорят уже не первый раз. Об этом упоминалось еще год назад, когда в Минск приезжали представители ведущих аналитических центров Соединенных Штатов: генерал-лейтенант и эксперт Центра по анализу европейской политики Бен Ходжес, старший директор Центра дипломатии и глобальных отношений имени Дж. Байдена Майкл Карпентер, эксперт аналитического центра «Корпорация РЭНД» Брюс Макклинток, президент Джеймстаунского фонда Глен Ховарди, старший научный сотрудник этого фонда Владимир Сокор.

Тогда Карпентер в своей речи несколько раз подчеркнул, «что отношения между Белоруссией и США на сегодняшний день выходят на новый уровень, становятся теплее и сильнее, наполняются большим доверием». Менее чем через год на встрече заместителя помощника госсекретаря США Джорджа Кента с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем представитель Госдепа снова заявил, что отмена американских санкций «возможна» при условии «дальнейших шагов Минска в сфере прав человека и демократии». Именно это, по мнению Белого дома, является главной причиной того, что США сохраняют ограничительные меры против Белоруссии.

При этом официально стороны предпочитают не вспоминать о том, что как таковых санкций, которые бы серьезно подрывали состояние белорусской экономики, на сегодняшний день нет. Речь, по сути, идет лишь о репутационных издержках белорусского руководства и его некоторых финансовых потерях.

Стоит напомнить, что США ввели экономические санкции против президента Белоруссии и ряда высших государственных чиновников страны в июне 2006 года (Евросоюз ввел аналогичные меры в мае того же года), объяснив их нарушениями прав человека в республике и серьезными проблемами во время проведения президентских выборов. Было заявлено, что все активы белорусских чиновников на территории США должны быть заморожены, а американским гражданам запрещалось вести бизнес с вышеупомянутыми представителями руководства республики.

Эти ограничения изначально не сильно озаботили официальный Минск, так как Александр Лукашенко и его окружение уже привыкли к тому времени жить в условиях изоляции. Однако позже ситуация изменилась, так как Вашингтон ввел экономические санкции и в отношении ряда белорусских предприятий, которые обвинялись в «спонсировании» белорусского режима. Особый удар был нанесен через год, когда в санкционный список попал государственный нефтеперерабатывающий концерн «Белнефтехим», работавший на американском рынке через свою дочернюю структуру «Белнефтехим Ю-Эс-Эй». Тогда, кроме запрета бизнесменам работать с данной компанией, американское правительство заморозило все находящиеся под юрисдикцией США банковские счета белорусской компании и ее представительств в Германии, Латвии, на Украине, в России и Китае.

В 2011 году в связи с разгоном акции протеста после президентских выборов 19 декабря 2010 года под санкции попали белорусские гиганты ОАО «Нафтан», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Белшина» и ОАО «Гродно Химволокно». В течение последующих двух лет ограничения ввели в отношении «Белвнешпромсервиса» (за торговлю оружием с Сирией), а также «ТМ Сервисиз» и КБ «Радар» (за вклад в «разработку оружия массового уничтожения, крылатых или баллистических ракет») и ряда юридических и физических лиц в Китае, Венесуэле, Иране, Сирии и Судане. И именно отмены санкций в отношении данных предприятий, а не касающихся президента Белоруссии и его окружения, Минск добивался на протяжении последующих лет.

В итоге после того, как белорусские власти ослабили прессинг на внутреннюю оппозицию и отпустили так называемых политзаключенных, в 2016 году ограничительные меры против вышеперечисленных компаний были приостановлены. При этом проводить сделки с ними разрешалось лишь после получения специального разрешения правительства США в каждом отдельном случае, а их собственность в юрисдикции США оставалась заблокированной. Приостановка санкций продлевается с тех пор ежегодно, и следующий раз решение должно быть принято в октябре текущего года.

В то же время нельзя забывать о том, что, в отличие от экономических санкций, никто в Белом доме снимать ограничения в отношении белорусского президента и его окружения по-прежнему не собирается. Несмотря на различные разговоры и приезды в Белоруссию американских чиновников, в июне президент США вновь продлил санкции в отношении Александра Лукашенко и его сына Виктора, а также еще восьмерых высокопоставленных чиновников республики. Как и в прошлые годы это было объяснено тем, что их действия, «направленные на подрыв демократических процессов в Белоруссии», а также «нарушения прав человека, политические репрессии и коррупция продолжают представлять угрозу национальной безопасности и внешней политике США». Поэтому на фоне такой официальной позиции Вашингтона наделавшие много шума в СМИ недавние слова Бена Ходжеса о том, что Лукашенко уже не «последний диктатор Европы», не должны никого вводить в заблуждение.

По всей видимости, такая двойственная политика США стала толкать официальный Минск к более решительным действиям. Например, государственная «Белорусская нефтяная компания», аффилированная с «Белнефтехимом», наняла лоббиста Дэвида Генкарелли, чтобы тот помог получить разрешение на закупку американской сырой нефти для ее переработки на белорусских НПЗ, а в будущем – добиться и смягчения санкций против республики. Правда, как считают аналитики, такой шаг скорее свидетельствует о стремлении Минска подать сигнал Москве, с которой белорусские власти ведут спор по вопросу поставок нефти, а не о реальном желании начать закупку сырья в США.

Более того, этот факт только подтверждает то, что в Минске не питают особых иллюзий относительно реального отношения Белого дома к политической ситуации в республике, даже несмотря на многочисленные заявления заокеанских чиновников о возможности полной нормализации отношений между странами.

В действительности нынешняя ситуация в белорусско-американских отношениях является более сложной и по большей части не связана с существующими санкциями. Для Белого дома остающиеся ограничения в отношении Белоруссии являются скорее формальной демонстрацией своего отношения к белорусскому политическому режиму. При этом реального значения для дальнейшего взаимодействия с Минском они не имеют.

В свою очередь, белорусское руководство, которое еще в 2015-2016 годах фактически решило задачу снятия санкций в отношении своих предприятий, также не зацикливается на данной проблеме, используя ее по большей части как один из инструментов в переговорном процессе с Россией.

_______________________

Фото: http://president.gov.by/ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *