Вопрос ввода миротворческой миссии ООН в зону конфликта на востоке Украины получил в украинских СМИ «новое дыхание» после выступления П. Порошенко на Генеральной Ассамблее ООН. И хотя украинский президент уделил ему совсем немного внимания, жалуясь фактически пустому залу на «российскую агрессию», этого было достаточно, чтобы государственные органы незалежной принялись генерировать документы, а провластные комментаторы восхвалять «мудрость Порошенко».
Так, 1 октября глава министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц Вадим Черныш презентовал целую «модель миротворческой миссии при участии ООН». Несмотря на то, что спорными остаются и сама необходимость ввода миротворцев, и концепции урегулирования ситуации.
Из истории вопроса
Идея ввода миротворческой миссии в Донбасс возникла у Порошенко после дебальцевского котла в феврале 2015 г., когда стало ясно, что задавить регион военной силой не удастся. Но поскольку ради спасения войск карателей от ещё большей катастрофы Киев был вынужден поставить подпись под «Минском-2», пришлось выдумывать новые способы подавления ДНР и ЛНР. Но уже не собственными руками, а с привлечением «международного контингента».
Поводом была избрана «необходимость вооружённой защиты наблюдателей ОБСЕ», к слову, регулярно попадающих под обстрелы именно с украинской стороны. Причём представители украинских властей даже не скрывают того, что задачей международного контингента является именно возврат неподконтрольных Киеву территорий без исполнения взятых украинской стороной в Минске политических обязательств. К их исполнению в Киеве даже не приступали, поскольку даже малейшее поползновение в этом направлении грозило и грозит мятежом неонацистов и физической ликвидацией руководства страны.
Российские переговорщики не возражали против использования вооружённых лиц для охраны наблюдателей в районе существующей линии разграничения сторон. И тут же Украина «перешла в наступление», потребовав введения 50-тысячного «миротворческого» контингента и его полного контроля над всей территорией республик Донбасса. Для справки: численность армии Новороссии, успешно сдерживающей 60 тысяч украинских карателей, составляет около 35 тысяч человек.
Свою лепту в «дело миротворцев» внёс назначенный Д. Трампом спецпредставитель по Украине К. Волкер. В подготовленную Россией резолюцию ООН по миротворческой миссии в Донбассе он внёс более 20 поправок, 17 из которых, по сути, означали полную капитуляцию республик перед Украиной, не ставя при этом никаких обязательств перед киевской властью. В итоге ноябрьская 2017 г. встреча К. Волкера с российским коллегой В. Сурковым закончилась безрезультатно, а процесс подготовки решения о вводе миротворческих сил начал сворачиваться. Судя по тому, что после января нынешнего года Волкер и Сурков больше не встречались, переговоры о миротворцах окончательно зашли в тупик из-за неспособности Украины выполнить политические пункты Минских соглашений.
«Кто кому Рабинович?»
Собственно, позиции Украины и России в вопросе ввода миротворцев в Донбасс ясны. Украина желает при помощи иностранных военных поставить регион под свой контроль, полностью ликвидировав местные органы власти и вооружённые силы республик и придав «миротворческому» контингенту функции временной оккупационной администрации. На очень короткий промежуток времени, необходимый для передачи контроля над мятежными территориями Киеву. При этом там, в Киеве, никто не скрывает, что жителям региона уготована судьба «людей второго сорта» и жёсткое преследование любого, кто участвовал в борьбе за независимость или поддерживал власть республик.
Россия же требует безусловного исполнения Украиной резолюции Совбеза ООН по ситуации в Донбассе, дословно повторяющей Минские соглашения, в полном соответствии с последовательностью шагов, указанных в ней. В качестве компромисса Москва готова согласиться на ввод миротворцев на линию разграничения сторон для обеспечения прекращения огня и охраны международных наблюдателей.
Однако помимо России и Украины в переговорном процессе важную роль играют Европа и США. И хотя американские чиновники утверждают, что Д. Трамп «устал от Украины», на самом деле именно позиция Соединённых Штатов в украинском вопросе является ключевой. Ведь ни для кого не секрет, что Украина де-факто превратилась в американскую колонию, управляемую Госдепартаментом США. И именно американскими указаниями руководствуются в Киеве в вопросах не только внутренней, но и внешней политики. А «единство взглядов Америки и Украины» на урегулирование конфликта в Донбассе является не более чем свидетельством послушного исполнения киевскими властями указаний из Вашингтона, заинтересованного в сохранении на границе с Россией очага напряжённости, а также использования риторики «Путин слил Донбасс» для раскачивания ситуации внутри самой России.
Евросоюз, ключевые роли в котором играют участники «нормандского формата» – ФРГ и Франция, по сути, попали «в растяжку» между собственными интересами и «евроатлантической солидарностью». То есть тем же давлением со стороны США, но уже по линии НАТО. В том числе, опираясь на авторитет экс-генерального секретаря альянса А. Фога Расмуссена, к слову, являющегося ныне советником Порошенко.
После убийства лидера ДНР А. Захарченко, настоящую охоту на которого на протяжении 2014-2018 гг. вели украинские спецслужбы, российское руководство объявило о бессмысленности дальнейших переговоров в данном формате. Хотя обсуждение вопросов урегулирования ведётся лидерами этих стран и в двухстороннем формате. При этом украинские СМИ обвиняют американцев и европейцев, что те сдерживают Украину от подачи альтернативного российскому проекту резолюции по миротворцам, пытаясь тем самым «задобрить Россию».
Для внутреннего пользования
Но каковы всё-таки перспективы реализации украинской идеи ввода миротворческого контингента ООН в Донбасс?
Начнём с того, что для принятия подобного решения требуется согласие обеих сторон конфликта. При этом в Киеве и Вашингтоне категорически отказываются от любых контактов с руководителями Донецкой и Луганской республик. Исключение – заседания Трёхсторонней контактной группы в Минске, которые регулярно срываются истериками и демаршами украинской делегации.
Не секрет, что убийство А. Захарченко, подпись которого стоит под Минскими соглашениями, трактовалось многими украинскими руководителями как снятие последнего препятствия к окончательному отказу Украины от «Минска». И даже в своём выступлении в ООН П. Порошенко не исключил военного решения конфликта вместо использования миротворцев для его урегулирования. «Кремль пытается убедить наших союзников в якобы подготовке Украиной силового сценария освобождения Донбасса. Конечно, у нас должна быть подобная опция, любая армия должна быть готова к любым сценариям», – признал глава хунты.
6 октября истекает срок действия принятого в 2014 г. не действующего украинского закона «Об особом статусе Донбасса». Его принятие едва не привело к свержению власти украинскими неонацистами, и продление его действия, на чём настаивают США, чтобы Киев сохранил видимость исполнения Минских соглашений, также находится под вопросом из-за угроз неонацистских группировок. «Партия войны» устами вице-спикера парламента И. Геращенко угрожает отказом его продления из-за выборов главы ДНР вместо убитого А. Захарченко, назначенных на 11 ноября. При этом, согласно «формуле Штайнмайера», действие данного закона является обязательным для ввода миротворцев.
Позиция же Донбасса по миротворцам однозначна: ещё Захарченко говорил, что любые вооружённые формирования на территории республик будут восприняты армией Новороссии как оккупанты. А глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай, комментируя высказывание французского экс-президента Ф. Олланда о миротворческом контингенте, сделанное во время визита в Киев, высказался однозначно: «Никаких миротворцев там не будет. Люди, которые делают подобные заявления, никакого отношения к принятию решений не имеют. Решения по Украине принимаются в США. Говорить о вводе миротворцев в ДНР и ЛНР бессмысленно. Если США захотят, они могут начать активную военную фазу, если будет казаться, что Россия выигрывает на каких-либо фронтах».
***
И в США, и в Европе, и даже в Киеве все прекрасно понимают: вся порошенковская суета с реанимацией уже было заглохшей (после того, как К. Волкер выдвинул неприемлемые для России условия) идеи с вводом миротворцев предназначена для внутреннего пользования. Украина вступила в полосу выборов: весной будущего года президентские, осенью – парламентские. И все эти заявления в ООН, «модели» профильного министерства предназначены исключительно для поднятия рейтинга Порошенко, создания видимости его «достижений» на внешнеполитической арене и успокоения неонацистов, способных реально не позволить ему досидеть до конца президентского срока, если он сделает хоть шаг в сторону мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Ситуация на самом деле патовая: США готовы заблокировать российскую резолюцию по миротворцам, поскольку она противоречит интересам Вашингтона в поддержании состояния вялотекущих боевых действий на востоке Украины. В то же время Россия готова наложить вето на американо-украинскую резолюцию, поскольку она полностью противоречит Минским соглашениям. Все ждут выборов. Либо нового госпереворота, команды о начале которого, в свою очередь, ждут украинские неонацисты.