Тема перехода преподавания русскоязычных школ на украинский язык – это уже не просто идеологическая борьба, а еще и внутриполитическая. Владимиру Зеленскому и компании придется думать: пойти на уступки юго-востоку Украины и дать-таки права на обучение на родном языке условным нацменьшинствам (это же касается и венгров Закарпатья) либо пойти на поводу националистов, которых держит на коротком поводке Пётр Порошенко?
Поводом к возобновлению языковых страстей стал законопроект нардепа от «Слуги народа» Максима Бужанского, который предусматривает отсрочку перехода школ с русским языком обучения на украинский на три года, до 1 сентября 2023-го. Это далеко не первое рассмотрение языковой проблемы в Раде. В феврале 2019 года депутат Рады из фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» Олег Волошин в соавторстве с тем же Бужанским внес в парламент ещё более смелый и логически верный законопроект, гарантировавший права на обучение на языках коренных народов и национальных меньшинств. Власти страны к такому повороту событий оказались совершенно неготовы, потому и зашла речь об «отсрочке».
Новый языковой законопроект Бужанский зарегистрировал ещё 31 октября 2019 года, в то же время Верховная Рада его обсуждение всячески оттягивала.
И вот 16 июля сего года в Раде таки собрались рассматривать «мовный законопроект». В этот же день «Европейская солидарность» вывела к зданию парламента в Киеве своих людей для акции протеста против инициативы Бужанского. Митинг прошёл с условным названием «Руки геть от мовы», однако в его ходе слышались гораздо более жёсткие лозунги: «Не подобаеться мова? Геть до Ростова!», «Хочешь русский мир – езжай в Донецк» и так далее…
В итоге Рада решила перенести рассмотрение законопроекта на следующий день, 17 июля. Правда, и тогда не обошлось без столкновений: те же силы «Евросолидарности» организовали стычку с правоохранителями. Ради мовы, разумеется.
Закончилось все тем, что парламентарии и в пятницу не стали рассматривать законопроект Бужанского, хотя он и был внесён в повестку дня.
А проблема только ширится. Признаться, у закона было мало шансов даже в повестку попасть, не то что на голосование. Но факт остается фактом: Бужанский даже заявлял, что голосов части нардепов «Слуги народа» вместе с подержавшей закон «Оппозиционной платформой» и внефракционными депутатами из восточных областей Украины вполне может хватить на принятие закона об отсрочке.
Возможно, именно поэтому спикер парламента Дмитрий Разумков получил задание оттягивать обсуждение законопроекта, ведь далеко не все в «Слуге народа» хотят идти на уступки русскоязычным школам.
Но тут вступает в игру подготовка к местным выборам. Для кого нужен закон об отсрочке перехода русскоязычных школ на украинский язык? Естественно, в первую очередь для юга и востока страны. Приняв данный закон, Владимир Зеленский и «Слуга народа» смогли бы существенно поднять свой рейтинг в этих регионах. Сейчас на востоке «Оппозиционная платформа – За жизнь» имеет, как и «Слуга народа», около 30 процентов.
Если с 1 сентября произойдёт то, что должно произойти, и в 5-11-х классах русскоязычные школьники пойдут учиться по украинским учебникам, рейтинг «Слуги народа», а равно и Владимира Зеленского упадёт достаточно болезненно. На этом, безусловно, сыграет «Оппоплатформа», которая, как известно, двумя руками поддерживает инициативу Бужанского. Вот такая «вилка» для Зеленского: и хочется, и колется.
Вот только кажется, что до конца лета языковой законопроект в Верховной Раде так и не рассмотрят. Решил Владимир Александрович, что бог с ним, с Востоком Украины, – симпатии националистов важнее. Кстати, тех националистов, которые априори ближе и будут ближе к Петру Порошенко.
Был у украинских парламентариев и другой вариант: поставить законопроект на голосование и провалить его. В этом случае вина «Слуги народа» была бы намного более ощутимой, а потому его решили заменить банальным игнором. Тактика ясна: будут тянуть время, а осенью рассматривать законопроект будет уже поздно.
Впрочем, неизвестно, долго ли удастся Зеленскому «съезжать» со своих предвыборных обещаний. Если президент и его команда боятся законов по отсрочке (не об отмене!) украинизации, чего тут говорить о решении конфликта на Донбассе, о наказании коррупционеров из прошлой власти (прежде всего, речь о Порошенко), об обуздании националистов и далее по списку. Имея рекордный показатель популярности, тотальное большинство в Верховной Раде, Зеленский пока входит в историю как беспомощный и недееспособный президент, чья работа ограничивается популизмом и заявлениями, но моментально «дающий заднюю», как только нужно проявить хоть какую-то политическую волю.