«Суть происходящего в настоящее время на востоке Украины вполне очевидна – Киев пытается воспользоваться спровоцированными им самим боевыми столкновениями как поводом для полного отказа от выполнения Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года, скрепленных резолюцией СБ ООН 2202.
Как бы ни стремилась украинская сторона представить дело по-иному, в том числе инициируя сегодняшнее заседание СБ и выступая на нем с заявлением, выворачивающим все наизнанку, массив данных, включая откровенные признания украинских официальных лиц, вплоть до президента страны, слишком велик, чтобы отрицать деструктивную линию Киева и его вооруженных сил.
3 января министр обороны Украины Полторак подтвердил факт захвата ВСУ новых позиций в «серой зоне», демагогически заявив, что это «не нарушает Минских соглашений, поскольку занятые территории и так принадлежат Украине».
17 января министр внутренних дел страны Аваков, выступая перед украинскими пограничниками, призвал их готовиться к захвату госграницы в 2017 году.
22 января президент Порошенко публично заявил, что Украина не будет делать ничего из политических реформ до восстановления полного контроля над границей с Россией. Такой подход полностью извращает содержание согласованного в Минске «Комплекса мер» и заведомо практически не реализуем.
Наконец, вчера картину дополнил замминистра обороны Павловский, бахвалившийся перед прессой. Цитирую: «метр за метром, шаг за шагом, имея возможность, наши ребята героически продвинулись вперед».
Эта откровенно милитаристская риторика имеет вполне реальные последствия, отчетливо прослеживающиеся в последних докладах СММ ОБСЕ.
Наблюдатели подтверждают, что эскалация была спровоцирована украинскими силовиками. Камера СММ на шахте Октябрьской зафиксировала в ночь с 27 на 28 января, что интенсивной перестрелке между ВСУ и ополченцами предшествовал выстрел с северо-западного в юго-восточном направлении
(т.е. с позиций силовиков).
В то же время камера СММ в Авдеевке засняла интенсивную артдуэль, начавшуюся с 5 выстрелов в направлении с севера на юг (также с позиций ВСУ). На следующую ночь с 28 на 29 января в Авдеевке камера СММ зафиксировала 15 выстрелов с северо-западного направления на юго-восток (также со стороны киевских силовиков). Били по позициям ополчения. За этим последовал многочасовой бой в Авдеевской промзоне.
Аналогичная картина была в те дни характерна и для южного фланга. По данным СММ с камеры в Широкино, интенсивным перестрелкам в ночь на 28 января предшествовало 20 выстрелов с западного в восточном направлении (с позиций ВСУ по территории ополчения). После этого также завязался бой.
По данным СММ за 26-29 января, в результате неизбирательных обстрелов населённых пунктов под контролем ополчения с направлений, где дислоцируются украинские силовики, ранены мирные жители Брянки, разрушено более десятка домов в Брянке, Донецком, Еленовке, Зайченко, Калиновом, Новоалександровке и Первомайске.
Миссия продолжала фиксировать военную технику ВСУ в «зоне безопасности». За 26-29 января наблюдатели обнаружили 4 танка в Авдеевке и 3 гаубицы в Николаевке, а также пропажу со складов силовиков 76 танков, 10 минометов и 18 арторудий. Всего же на складах ВСУ находилось лишь около 6% подлежащей отводу военной техники.
Так было положено начало новому витку напряженности, который впоследствии только раскручивался.
Согласно информации вчерашнего доклада СММ количество нарушений возросло до 10300 разрывов снарядов за сутки. При этом статистика ограничения доступа наблюдателям СММ говорит сама за себя – в 7 из 9 случаев препятствия чинили ВСУ.
Эти цифры – свидетельство того, что вместо усилий по нормализации ситуации на Донбассе и поиску разумных компромиссов в «нормандском формате» и в рамках Контактной группы, украинские власти с упорством, достойным лучшего применения, пытаются добиться военного решения конфликта.
Обращает на себя внимание еще одна «закономерность» – любое серьезное обострение на Донбассе удивительным образом совпадает с зарубежными поездками украинского руководства. Видимо, таким образом Киев рассчитывает сохранить в международной повестке дня спровоцированный им же кризис, а заодно и «повязать» своей безрассудной, конфронтационной политикой новоизбранных глав государств.
Ну и, конечно же, украинскому руководству сегодня нужны деньги, которые лучше всего вышибать из Евросоюза, отдельных стран Европы, из Соединенных Штатов и международных финансовых институтов, выставляя себя в качестве жертвы агрессии.
Гуманитарная цена такой политики Киев, судя по всему, волнует мало. По жилым кварталам населенных пунктов, по школам и больницам активно применяются тяжелые виды вооружений, включая крупнокалиберную артиллерию и реактивные системы залпового огня, которые, согласно минскому «Комплексу мер» от 12 февраля 2015 г., давно должны были быть отведены от линии соприкосновения сторон. Среди мирного населения имеются убитые и раненые. В результате ударов украинских силовиков обесточены Донецкая фильтрационная станция, Авдеевский коксохимический комбинат, под угрозу поставлены жизни работающих в шахтах горняков.
Для того чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу и вернуть ситуацию в политическое поле, международное сообщество должно проявить твердость и последовательность.
В этой связи весомо прозвучало заявление от 31 января, в котором Совет Безопасности ООН с единых позиций высказался за немедленное прекращение огня и неукоснительное соблюдение Минского комплекса мер. Вчера в этом же духе выступила Контактная группа, призвавшая к полному соблюдению режима прекращения огня и отводу в места хранения тяжелых вооружений, подпадающих под действие Минских соглашений.
Ожидаем оперативных действий со стороны Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ с целью скорейшей деэскалации ситуации.
Особая ответственность лежит на участниках «нормандского формата», а также на тех, кто пользуется наибольшим влиянием на Киев.
Рассчитываем и на то, что здравомыслящие силы в самой Украине, а также те, кто заинтересован в решении вопросов подобного рода политическими средствами, не позволят развиваться ситуации на юго-востоке Украины по наихудшему сценарию, а наоборот сосредоточат свое внимание и усилия для того, чтобы исполнять Минские соглашения.
Уважаемые коллеги,
Сегодня президент Порошенко заявил, что лично давал указание делегации Украины для сегодняшнего заседания Совета Безопасности. Открывая заседание, постпред Украины предложил по его итогам поработать над документом СБ ООН в развитие заявления, принятого нами 31 января. К сожалению, прозвучавшее сегодня от делегации Украины совершенно разнузданное, одиозное заявление показывает, что делегация Украины здесь в Нью-Йорке продолжает идти тропой войны. Это заслуживает самого серьезного сожаления», — сказал постпред РФ.