В последнее время все чаще начинает появляться информация о том, что в Европе вновь появляются зачатки нетерпимого отношения к евреям. В Германии не рекомендуют носить ермолки в общественных местах, а антисемитские лозунги появляются на многих протестных движениях. И, как считает известный режиссер Карен Шахназаров, подобный всплеск антисемитизма является прямым следствием попыток переписать историю Второй мировой войны.
Шахназаров отмечает: «Если вы отменяете итоги Второй мировой войны, вы отменяете всё. Нельзя, конечно, сказать, что Европа на официальном уровне антисемитская, но в целом же, все равно, это проникает в поры общества. Советская армия изнасиловала 2 миллиона немок. Это мы слышим постоянно. Это признается, как данность. Но отсюда все остальное».
Из этого уже следует другие мелкие события, которые можно воспринимать в качестве попустительства: «В Прибалтике старички СС-овцы вышли – никто на это не обращает внимания. Но ты там разрешаешь, ты на Крещатике на это закрываешь глаза. И все это тогда легализуется. И тогда все отматывается назад».
Отсюда, уверен Шахназаров, исходит уже и вопрос антисемитизма: «У Гитлера же хитро было в «Майн Кампфе».
Он же объединил евреев с русскими, как некую цель. И из этого следует все остальное».
Конечно же, это не значит, что идею национализма поддерживает все европейское сообщество. Но оно для возрождения гитлеровских идей и не нужно. Главное – пустить корни: «Понятно, есть интеллигенция, есть люди образованные. Они себе не позволяют таких вещей. Но дело-то все в том, что нацизм растет снизу. Эта идея сильная. И она сильна тем, что она очень проста, она предлагает очень простые решения на все вопросы».
И здесь, отмечает Шахназаров, важна последовательная подача необходимой информации, которую должны принять люди: «Но если ты борешься с Советским Союзом, с его ролью, а, в принципе, на Западе молодежь, я думаю, она искренне не думает, что Россия и Советский Союз сыграли какую-то роль в войне. Более того, Сталин уже – это равенство с Гитлером. Ну а раз так, то СССР вообще хотел напасть на Германию. Поэтому Германия была вынуждена обороняться. Это все стали уже не экзотические какие-то идеи. Они присутствуют на уровне масс».
Важно заметить, что подобная идеология появляется вновь в момент острой необходимости для Европы. Когда Старый Свет начинает испытывать дискомфорт на социальном и экономическом уровнях, находятся и те, кто готов это недовольство направить в нужное русло. Вот только обязательно нужно помнить и то, чем заканчивались подобные политические течения в прошлый раз. А вместе с тем понимать и к чему они могут привести в условиях современного мира.