Чиновникам опять не хватает денег на «попилы», на этот раз под прицелом оказались владельцы съёмных квартир. Под угрозой штрафов все сделки собираются загнать в некую государственную информсистему (ГИС), которая ещё даже не существует. Тем не менее, уже весной новый закон хотят внести в Госдуму.
Из-за низкой собираемости налогов с участников рынка аренды жилья бюджет теряет 162 млрд. рублей — плакаются в Минстрое. Какая трагедия… Вот построить самый дорогой в мире мост и «попилить» на этом 300 млрд. рублей — не вопрос. Как бы ничего не случилось, никто не сел, и даже не был обвинён. А вот «электорат» должен платить.
Однако сам по себе посыл изначально ложный. После того, как участковых обязали ходить и учитывать все съёмные квартиры, а власти стали поощрять «стукачество», число тех, кто не платит налоги с данных доходов, упало до околонулевого.
«Я сама не занимаюсь арендой жилья, но с коллегами общаюсь, иногда им клиентов подкидываю. А они — мне. У нас, так сказать, взаимовыгодный обмен. Так вот, налоги со сдачи жилья теперь платят ВСЕ! Во всяком случае, в нашем регионе, да и по всей России в целом, по моей информации, тоже. Проблемы никому не нужны, а власти их умеют создавать», — считает риэлтер Татьяна Иванова.
Но вернёмся к ГИС, которой пока нет. Судя по опыту отечественных разработок подобного типа, на создании системы «попилят» несколько миллиардов рублей. И на выходе получат глюкавый продукт с диким количеством «дырок». Которым на законодательном уровне тут же обяжут пользоваться всех, ведь признаться в собственном провале не захочет никто.
Будет ли при этом пользование системой бесплатным или нет не уточняется, но ряд деятелей уже допустили, что возможна некая «коммерческая деятельность», связанная с ГИС. Замглавы Минстроя Никита Стасишин уже заявил, что «для создания и эксплуатации системы планируется привлечь частные средства, в том числе пул инвесторов с участием Дом. РФ». Для справки: «Дом.РФ» — госкорпорация, то есть все «инвестиции» опять будут «освоением» бюджетных средств. Однако участие в проекте ипотечной мегаконторы сразу напрягает, эти своего не упустят.
О стоимости «абонемента» пока говорить рано, но ряд экспертов уже оценивают, что на содержание и доработку системы придётся тратить 100−200 млн руб. в год. Вне всякого сомнения, платить заставят, ведь альтернативой будут штрафы.
Минстрой предлагает такие «тарифы»: за каждый расчёт вне ГИС — от 500 рублей до 2,5 тысячи рублей для физлиц и от 5 тысяч рублей до 10 тысяч рублей для юрлиц. За «искажение информации» — 3−5 тысяч рублей для граждан и 30−50 тысяч рублей для компаний, причём тоже за каждый выявленный случай! Поправки планируется внести в Кодекс об административных правонарушениях.
Проводить расчёты в ГИС народ теоретически не против, хотя тоже опасается. Но больше всего людей смущают «искажения информации» — при нынешних принципах работы властей это верный способ вытряхивания денег из «уважаемых, панимаешь, рассеян».
«Я — на пенсии по выслуге лет, МВД, всю жизнь „на земле“, участковым проработал. Сейчас с женой продали одну квартирку, доставшуюся от бабушки, взяли ипотеку, купили другую, побольше, отремонтировали, сдаём. У нас — всё „прозрачно“! Платежи на карту Сбербанка, с указанием, что за аренду, и за какой месяц. Перед налоговой инспекцией чист, проверяйте сколько угодно. И никакие новые системы мне не нужны! Знаю, как будет: заведут какую-нибудь „среднюю“ стоимость аренды, „от фонаря“, и будут всех, кто не укладывается в эти цифры, нещадно „щемить“. Типа вы всё врёте. Не хотите по-хорошему — будет по-плохому! Пенсия у меня небольшая, (непечатное выражение) вы что получите! Перейду на наличку, а тех, кто у меня живёт, объявлю родственниками — двоюродными братьями внучатого племянника троюродной бабки. Пусть проверяют!», — ругается капитан полиции в отставке Кирилл.
Да, при наличии такого послушного и управляемого инструмента, как Россат, можно творить всё, что угодно. Плюс система судебных приставов, которая по первому свистку властей списывает с карт граждан деньги. Вернуть их крайне сложно, подобные процессы длятся годами, даже если доказано на 1000%, про произошла ошибка или злоупотребление.
«Дырки» в системе компьютерной безопасности различных казённых систем, включая портал «Госуслуги», — суровая реальность нашей жизни. В будущей ГИС будет то же самое. Причём на сей счёт у народа тоже есть самые серьёзные и, увы, обоснованные опасения.
«Ладно, мои паспортные данные, телефоны и прочее уже давно стали достоянием мошенников, это понятно. У всех так. Но более подробных сведений у жуликов пока нет. А тут выходит, что бандиты получат доступ к информации о моей недвижимости, той самой бабушкиной квартирке, которую я сдаю. И плачу налоги, между прочим, как и все! Спрашивается — а зачем я тогда налоги плачу? Чтобы чиновники „на коленке“ создавали всякие там „дырявые“ базы данных?» — вопрошает хозяйка съёмной квартиры Марина.
Кибербезопасностью власти вроде озаботились, но что-то проекты чиновников далеки от реальности. И вызывают стойкие ассоциации с научно-фантастическими романами.
«От эффективности и от скорости разработки и внедрения перспективных информационных технологий в ближайшем будущем в существенной степени будет зависеть успех развития государства в социально-экономической и оборонной сферах. В частности, это закреплено в принятой в июне этого года „Стратегии национальной безопасности“. Там же определено, что развитие и внедрение таких технологий необходимо проводить с учетом адекватных требований и методов информационной безопасности. К таким технологиям, в том числе, относят технологии искусственного интеллекта», — заявил на днях заместитель главы Минцифры России Александр Шойтов.
Искусственный интеллект, наверное, в теории и не помешаем, так как со своими мозгами у чиновников становится всё хуже. Участники рынка недвижимости уже высказались в пользу того, что введение новой системы приведёт к уходу всего рынка жилья в «серый сектор». И вместо планируемых сверхдоходов государство получит убыток.
«Закручивать гайки» и никак не иначе — иных вариантов в «скрепных» головах едросов почему-то не рождается. Так, ещё этим летом было предложение, наоборот, смягчить условия. Возникла идея ввести налоговый вычет с расходов на аренду жилья. Плюс снизить госпошлины за регистрацию долгосрочного договора аренды. Всё это, по мнению риэлторов и экономистов, должно было крайне благотворно сказаться на окончательной «легализации» рынка аренды жилых помещений.
«Арендаторы могли бы сэкономить до 13%, а арендодатели были бы вынуждены либо регистрироваться самозанятыми, либо давать скидку на те же 13%», — объяснял экономист Никита Кричевский.
Для справки: уменьшить налоговую нагрузку при сдаче квартиры можно если зарегистрироваться как «самозанятый гражданин». Тогда будете платить 4% вместо 13%. Многие так и поступают, только в столице таковых — около 800 тысяч человек.
Однако проект «зарубили», Минфин в лице замминистра Алексея Сазанова тут же заявил, что такой налоговый вычет государству нынче не по карману. Воровать триллионы рублей — это нормально, по карману, а вот дать возможность людям и экономить, и зарабатывать — нет.
Пока новый закон не принят, а над ГИС даже не начали работу. Но, если вы сдаёте квартиру в аренду, — а для многих нынче это едва ли не единственный источник средств на жизнь — подготовиться к «закручиванию гаек» стоит. Причём заранее.
«В юридической практике есть такое понятие, как „иные документы, с помощью которых можно определить наличие родственной связи“, иногда формулировка звучит иначе. Их предоставляют в суд при наследственных и иных делах. Думаю, подобные „бумажки“ вскоре станут востребованными на рынке аренды жилья, если власти решат обложить людей дополнительными поборами. И тогда все будут жить у своих „родственников“, плюс немедленно возникнет индустрия „документации родственных связей“. Доказать что-либо будет крайне сложно. Положим, квартиру сдаёт Иванов, арендатор — Петров. Но у первого с вероятностью 100% будет родственник с фамилией второго, или наоборот. А уж доказать, что один Иванов не родственник другого Иванова — практически нереально. Лично я точно за такое не возьмусь», — смеётся сотрудник одной столичной юридической фирмы.