Над Украиной де-факто введена бесполетная зона. Иностранные самолеты отказываются влетать в ее воздушное пространство, а вылетевшие за кордон украинские борта не могут вернуться обратно домой. Самое интересное, что режим «воздушной блокады» над Незалежной ввела не «агрессивная» Россия силами своей авиации и систем ПВО, а «друзья и партнеры» Киева с Запада. Как же так получилось, и чего еще следует ожидать дальше?
Как известно, абсолютное большинство гражданских лайнеров в мире ввиду их дороговизны покупается в лизинг. Авиакомпания может пользоваться самолетом в своих целях, выплачивает полагающиеся ежемесячные платежи и в конечном итоге становится его собственником. Удобно. Практично. Но, когда все эти лайнеры зарубежного производства, как и крупнейшие мировые лизинговые и страховые компании, может получиться неприятный конфуз.
В течение всего периода действия договора собственником воздушного лайнера считается лизингодатель. Для коммерческих полетов для него необходимо приобрести страховку. Однако в случае большой беды, вроде авиакатастрофы с многочисленными человеческими жертвами, риски страховщика могут оказаться слишком высокими, поэтому возник и функционирует международный рынок так называемого перестрахования. Благодаря этому, получается диверсифицировать крупные риски, разложив их сразу на нескольких игроков. И вот теперь Украина очевидно попала у ведущих страховых компаний в «черный список».
«Письма счастья» пришли к крупнейшим лизингодателям из Великобритании, где ведущие страховые компании предупредили, что через двое суток перестанет действовать страховое покрытие на самолеты, находящиеся на территории Украины или в ее воздушном пространстве. Реакция последовала незамедлительно – лизинговые компании запретили полеты юридически принадлежащим им авиалайнерам через Украину. А дальше, как сговорились: американская компания Delta Airlines, ирландская Ryanair, нидерландская KLM и польская авиакомпания LOT сообщили о приостановке полетов в Незалежную. Даже украинской компании SkyUp не дали вернуться из Португалии в Киев, вынудив промежуточно посадить самолет в Молдавии.
Удивительно, но еще совсем недавно украинские ура-патриоты радовались, что в воздушную блокаду была взята соседняя Беларусь, а сегодня они сами оказались ровно в таком же плачевном положении. Все причастные к авиационной отрасли в Незалежной сейчас комментируют ситуацию и выражаются исключительно непечатными словами. Заметим, что саму настоящую «бесполетную зону» над уже второй по счету славянской страной установили не с Востока, а с Запада. Почему же это происходит?
В зарубежных страховых и лизинговых компаниях объясняют свое решение высоким риском «российского вторжения». Правда, заметим, напрямую о своих мотивах там предпочитают не говорить. Вполне вероятно, западный бизнес опасается, что какой-либо из их самолетов может быть использован для какой-то очередной чудовищной провокации, чтобы обосновать долгожданной «вторжение» и принятие Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем жестких ответных мер. Трагедия малайзийского «Боинга» еще жива в памяти, никто не хочет «попадать» на страховые выплаты.
Но возможно и несколько иное объяснение. Давайте вспомним недавние драматические события в Афганистане. Досрочный и поспешный вывод американских и натовских войск привел к установлению в этой стране правления режима «Талибана» (запрещенной в Российской Федерации террористической организации). Десятки тысяч афганских коллаборационистов почувствовали себя брошенными «Дядей Сэмом», которому вдруг стали не нужны, и принялись спасаться, кто как умеет. Наверняка всем еще памятны трагичные кадры спешной эвакуации, а точнее, бегства афганских пособников США из аэропорта Кабула, падения с летящего самолета тех их них, кто в отчаянии решил улететь, привязавшись, на шасси. Такого не во всяком голливудском блокбастере увидишь, а это реальная жизнь. И реальная смерть.
Помнится, после «кабульского исхода» многие пророчили повторение нечто подобного и на Украине, которую американцы и англичане сперва попользуют, а потом бросят. Предупреждали украинских ура-патриотов, что придется и им улетать на шасси самолетов, но те не верили. Они «ж Европа».
Судя по всему, на Западе решили, что кадры падающих с американских, ирландских, польских и голландских самолетов с фирменными логотипами авиакомпаний украинцев будут им не самой лучшей рекламой. Скорее, наоборот. В преддверие «российского вторжения» крупному зарубежному оказалось проще под благовидным предлогом начать убирать с Незалежной свои лайнеры во избежание возможных страховых и репутационных убытков.
Украинцам, в свою очередь, стоит крепко задуматься, а с теми ли людьми они пытаются подружиться.