Самое утомительное в любом безумии – его настойчивая повторяемость. Из этого родились шутки про «бег по граблям» и «прошибать лбом стену». Кстати, о стенах! Именно о них пойдёт речь – о стенах и о безумии.
В Польше заявили, что хотят построить стену на границе с Россией – точнее с Калининградской областью. Об этом сказал замминистра обороны Войцех Скуркевич. Понимал ли он, что говорит глупость? Почти наверняка, нет. Но понять это не составит никакого труда, если взглянуть на примеры подобных «оборонительных сооружений».
Ещё одна стена, на которую возлагаются неумные надежды, что её наличие автоматически превратит твою территорию в детский безопасный «домик», куда можно убежать на время от игры. Сколько их уже было! И практически всегда надежды на стену приводили либо к позорному провалу, либо просто к национальной катастрофе.
Начнём с украинской «стены Яценюка», официальное название которой – надуйте щёки, примите гордую позу! – «Европейский вал». Вон, у Гитлера был во Франции «Атлантический вал», а тут, понимаешь, «Европейский». Правда, если немецкие укрепления были сделаны с тевтонской твердолобой основательностью и состояли из множества бетонных артиллерийских капониров и дотов, то украинские сделаны в традиционной кустарной традиции и представляют собой двухметровый заборчик из парковой металлической сетки. И то не везде, а только на половине протяжённости общей границы с Россией. Видимо, от того самого «российского вторжения» будет защищать само громкое название. Гитлеру, кстати, «Атлантический вал» не помог…
Прежде, чем идти дальше, нужно понять: зачем, собственно, полякам стена в Калининградской области? Какую функцию она будет выполнять? Быть «просто стеной» – тем самым символическим «домиком», который тебя защищает самим фактом своего наличия и создаёт тёплый неприступный уют с колючей проволокой, противотанковыми рвами и чашечкой кофе? Или всё-таки у неё будет менее символическая, но более практическая функция – погранично-запретительная или военно-оборонительная?
По обоим аспектам есть масса вопросов. Начнём с военной версии «стены».
Никогда – большими буквами, подчёркнуто жирной линией – в истории не было случая, чтобы протяжённое оборонительное сооружение хорошо выполняло свою функцию предотвращения вторжения. Более того, всегда оно служило ложной надеждой и вело к трагедии! Ни римский вал Адриана в Британии, ни французская линия Мажино, ни финская линия Маннергейма, ни советские линия Сталина и линия Молотова, ни «Атлантический вал» не могли остановить противника. Апофеозом бесполезности «стеновой стратегии» было фиаско «линии Бар-Лева» в войне Судного дня между Израилем и Египтом – «неприступное» сооружение за 500 миллионов долларов было преодолено египетскими войсками за два (!!!) часа.
Короче, гарантированный рецепт поражения для страны такой: построй стену и реши, что она тебя спасёт. Построил? Всё, жди беды. Кто-нибудь, в конце концов, напомните пану Скуркевичу о судьбе польской оборонительной линии «Полесье», которая строилась в 30-х годах 20 века для обороны от СССР! Как она, помогла?
С военной бесполезностью «стен» разобрались. Теперь о погранично-полицейской.
Мотивы Польши понять можно. Варшаву сильно напугал миграционный кризис 2021 года на белорусской границе и там сейчас «дуют на воду»: помимо начавшейся в январе этого года постройки системы заграждений на границе с РБ, решили ещё и от России отгородиться. Но разумно ли это?
Конечно, здесь шансов чуть больше, чем в военном варианте. Да, есть единичные случаи успешных стеновых барьеров для защиты от нелегальной миграции: например, в Израиле, вдоль западного берега реки Иордан. Но там это реально внушительное сооружение – с восьмиметровыми стенами из бетона, с высоченными столбами и металлической сеткой (какой резкий контраст, к слову, со «стеной Яценюка»!), с широкой полосой отчуждения. И таки есть небольшая разница: Израиль находится в пустыне, а вот граница Польши и России пролегает в основном в лесистой местности. Представляете сложность строительства и контроля в таких разных ландшафтах? Там одного леса вырубать под «запретку» – ого-го сколько сотен квадратных километров…
Но как тут вдобавок не вспомнить «стену из стен» – великую «стену Трампа»?! Ту самую, которую строило самое богатое государство в мире со всем своим размахом. Достроить её целиком не успели – Байден отменил проект, но там, где были построены длинные участки, ничего особо не изменилось. Наркотики продолжали идти через подземные тоннели, а мигранты – просто пролезали в щели в заборе, который не был сплошным (экономия!). Снова подтвердилась старая истина: любую крепость защищают люди, и если их нет на стенах – сам камень бесполезен. А как ты заполнишь людьми стену в 1600 километров?!
Наконец, лучше бы полякам строить стену на границе с Украиной, откуда уже сейчас планируется ждать не меньше миллиона беженцев «в случае чего». Вы там в Варшаве точно уверены, что несколько сот или тысяч гипотетических мигрантов из Белоруссии и России эквивалентны этой угрозе? Или «вы не понимаете, это другое»?
Напоследок – немного иронии! Была, была одна очень удачная стена, почти неприступная, почти непреодолимая! Берлинская стена. Конечно, особо мотивированные энтузиасты бежали и через неё, но вся фишка в том, что главное назначение Берлинской стены было предотвращение эмиграции, а не иммиграции. Поэтому если Польша решила строить стену на границе с Россией, то почему бы не предположить, что её настоящие, а не просто декларируемые цели заключаются в преграде для бедных поляков сбежать в Россию?
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).