Признание Россией государственности ДНР и ЛНР, а также гарантированная им безопасность, дают республикам шанс на возрождение своей экономики. Но вполне очевидно, что и здесь Донбассу не обойтись без материальной, финансовой поддержки со стороны России.
По оценке главы Луганской народной республики Леонида Пасечника, для восстановления региона потребуется порядка полутора триллионов рублей.
Надо полагать, не меньше, а то и больше, потребуется для восстановления ДНР.
Во сколько же обойдется нашей стране экономический ренессанс новых братских республик? Насколько сохранились производственные, человеческие и природные ресурсы ДНР и ЛНР? И насколько эти ресурсы будут востребованы в России, как они впишутся в российскую экономическую реальность?
— Российских олигархов не обрадуют равные конкурентные условия с предприятиями Донбасса, — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин:
— По сути, Россия — в силу обстоятельств — уже восемь лет интегрировалась с Донбассом. Но это не исключает того, что многие предприятия ДНР и ЛНР являются конкурентами для российских олигархов. И российские олигархи не заинтересованы в их выходе на российский рынок. Эта проблема была юридически устранена указом президента Путина, который фактически приравнял юридических лиц Донбасса к российским, открыл им выход на российский рынок, и предоставил им достаточные возможности.
Но сейчас понятно, что промышленный потенциал Донбасса сильно разрушен. Более того, руководители ДНР и ЛНР сейчас контролируют только часть этого промышленного потенциала. Достаточно ли этого для полноценного развития этих регионов? Понятно, что нет. В условиях, по сути, военных действий — это основная проблема.
Безусловно, после признания государственности ДНР и ЛНР экономический потенциал республик вырос, потому что теперь им проще будет работать с Россией, и в России. Закрытие для них западного рынка не является проблемой, поскольку они и так не имели туда доступа. Мне не известен подробный анализ их хозяйственного состояния, но, как я понимаю, в том миллионе тонн угля, который Украина ежемесячно покупает у России — значительная доля донецкого.
— Потенциал у Донбасса, конечно, есть, но вопрос еще в том, сколько будет стоить российскому бюджету развитие этого потенциала, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич:
— Ведь у десятков российских регионов тоже есть огромнейший потенциал, который фактически не используется, в основном из-за отсутствия инвестиций. Хотя есть все возможности, чтобы эти регионы оказались на очень высоком уровне. То есть, при нормальном ведении дел, многие регионы России могли бы достичь процветания. И неизбежно будет остро дискутироваться вопрос, почему надо инвестировать в дружественные, но другие государства, не имея четкой позиции по развитию своих регионов, которые тоже нуждаются в этом и обладают не меньшим потенциалом, а некоторые и гораздо большим? Здесь, конечно, возникнут трудности, противоречия. Если уже сейчас, как я слышал, называется цифра в 1, 5 триллиона рублей на развитие Донбасса…
«СП»: — Глава ЛНР Леонид Пасечник назвал эту сумму приблизительной, отвечая на вопрос о требуемой экономической помощи от России для восстановления республики.
— Это огромные деньги! А представьте себе российский регион, сопоставимый по населению и территории с ЛНР или ДНР. И если одномоментно дать ему полтора триллиона, то там рай можно обустроить. Тем более, надо учитывать, что мы будем кроме всего прочего оказывать Донбассу и социальную, и медицинскую помощь, возьмем на себя решение проблемы пенсионного обеспечения. Поэтому окончательная цифра поддержки всегда оказывается куда больше первоначально названной. Мне не известны случаи с уменьшением. И это неизбежно войдет в противоречие с интересами многих российских регионов, которые недополучают инвестиции, недофинансируются
Что касается потенциала Донбасса, то, откровенно говоря, здесь все также очень не однозначно. Там сохранились отрасли, продукцию которых можно продавать и на экспорт, но это раньше было возможно в рамках Украины. Они способны давать эффект только в определенных условиях, которые там сложились. Ведь, несмотря на все блокады, продукция из Донбасса до признания ДНР и ЛНР все же уходила не только в Россию, но и за другие рубежи. Зачастую, под флагом Украины. Или по каким-то серым схемам, организованным украинскими олигархами. И куда девалась прибыль, как платили зарплаты, кто и куда платил налоги — совершенно непонятно.
Теперь эти схемы работать не будут, все придется начинать с чистого листа. Некоторым донбасским предприятиям, скорее всего, придется закрыться.
«СП»: — Даже тем, кто вполне рентабелен?
— Да они же были рентабельны только в тех условиях непонятного серого рынка, который сорганизовался в условиях противостояния с центральной и западной частями Украины. Конкуренцию с российскими предприятиями они не выдержат. И, честно, говоря, для России эти регионы не представляют особой ценности в экономическом аспекте, а то бы ДНР и ЛНР давно бы, еще восемь лет назад признали бы. Ведь у нас своего угля более чем достаточно. Проблема в том, как его продать, как его доставить. Не хватает мощностей РЖД, чтобы обеспечить доставку активизированной продажи угля, особенно на азиатские рынки. А экспорт донбасского угля наверняка заблокируют, я уверен, тогда придется забирать его сначала на российскую территорию, чтобы потом перенаправить на экспорт.
Значит, придется как-то корректировать добычу на своих угольных бассейнах. То же самое и по другой продукции, производящейся в Донбассе — она будет поступать на территорию России, волей-неволей создавая конкуренцию здешним товарам. Тогда, наверное, надо подумать, как переориентировать какие-то донбасские и какие-то российские предприятия на производство других товаров, чтобы конкуренция осталась, но в разумных пределах.
«СП»: — Российские олигархи не любят конкуренцию — будет противодействие с их стороны?
— Конечно, они будут очень внимательно смотреть, помешает ли им такое пополнение на товарном рынке, можно ли это обратить в свою пользу? И не только олигархи обеспокоятся — экономические интересы целых регионов РФ будут затронуты — если будет перераспределение товарных потоков, соответственно, перераспределение бюджетных средств, налогов.
Я думаю, что никакой самоокупаемости в Донбассе не будет, по крайней мере, в ближайшие десять лет. Для России это будут в основном затраты, вопрос — какие. Но если в Донбасс не вкладывать, то там вообще возникнет коллапс. Надо поднять экономику этих регионов хотя бы до среднероссийского уровня. Это потребует немалых средств, и многие граждане России, думаю, будут недовольны, если увидят, что их положение на этом фоне начнет ухудшаться.
Поэтому внутри страны будут проблемы не только с олигархами, но и с целыми слоями населения. А перспектива что-то получить от инвестиций в Донбасс мною не просматривается. Крым — гораздо более благоприятный регион, курортный. И то с момента его присоединения туда немалые вливания идут каждый год, уже восемь лет. И конца и края этому не видно. А тут регион более проблемный.
«СП»: — Зато там есть самое ценное — люди, готовые разделить с нами не только материальные ценности…
— Да, возможно, экономика России сможет вобрать в себя этих людей, если будут закрываться предприятия ДНР и ЛНР. У нас же явно нехватка рабочей силы. К тому же — проблемы демографии. Может, это в какой-то мере изменит ситуацию, если несколько миллионов человек добавится. Причем таких, которые явно лучше впишутся в российские реалии, чем трудовые мигранты из Азии. Это будет трудовой ресурс, например, шахтеры, которые могут с семьями переехать в какие-то угольные регионы России
Это поправит демографические показатели России — свое население вымирает, а тут такая хорошая интеграция с республиками, у жителей которых тот же культурный код, что и у большинства россиян. Поэтому я вижу здесь один экономический смысл — это ликвидация разрывов в демографии.
Но тут тоже много всяких «но», поскольку в ДНР и в ЛНР много пожилых и больных людей, не все там обладают актуальными трудовыми квалификациями. Может оказаться, что значительная часть приезжающих из Донбасса не будет представлять собой трудовой потенциал, а встанет в очередь за социальным обеспечением, льготами.
То есть, расходы российского государства на такую социально-экономическую интеграцию будут весьма существенными, а вот о доходах — даже в перспективе — думать не приходится. Ситуация в российском бюджете будет сложная, и это надо учитывать. Думаю, руководство страны все это понимало, но сделало этот чисто политический шаг — признание государственности донбасских республик — в целях решения вопросов обороны, безопасности России в целом.