Ситуация на валютном и биржевом рынках в связи с началом военной операции в Донбассе постепенно придет в норму, считают эксперты. По их словам, обвал рынка акций и ослабление рубля связаны с психологической реакцией инвесторов. При этом они отмечают, что нефть и другие сырьевые товары, наоборот, пока будут сохранять высокую стоимость.
Так, сегодня курс доллара и евро вырос до исторических максимумов: на открытии торгов на Московской бирже он превысили 90 и 101 рубль соответственно. Такие показатели в последний раз можно было увидеть в 2014 и 2016 годах — за несколько часов рубль упал почти на 9%.
На фоне падения национальной валюты Банк России объявил о начале интервенций на валютном рынке для стабилизации ситуации.
«Для стабилизации ситуации на финансовом рынке Банк России принял решения начать интервенции на валютном рынке, расширить ломбардный список, провести сегодня операции по дополнительному предоставлению ликвидности банковскому сектору», — сообщил регулятор.
В свою очередь индекс Мосбиржи упал до значений января 2015 года — ниже 1700 и продолжает снижаться. Рекордный минимум за последние 10 лет был достигнут 11 марта 2014 года (1237), с мая по декабрь 2014-го значения находились на отметке 1400. Утром в четверг российский рынок акций обвалился более чем на 11%, что привело даже к приостановке торгов.
Между тем ситуация на рынках энергоресурсов выглядит более позитивно. Цена нефти Brent поднялась до $103 впервые с сентября 2014 года. Нефтяные котировки продолжают расти и, по прогнозам экспертов, пока показатели не достигли своих пиковых значений.
Советник по макроэкономике генерального директора АО «Открытие Брокер» Сергей Хестанов в интервью АК заявил, что сейчас реакция валютного, фондового и долгового рынков в основном психологическая.
«Когда поступают новости такого рода, идут иррациональные распродажи. Соответственно, делать какие-то далекоидущие выводы на основании того, что происходит, невозможно. Биржа то приостанавливала торги, то возобновляла, ЦБ заявил об интервенциях. Кто помнит 2008 год, было примерно то же самое. Должно пройти какое-то время прежде, чем участники рынка осознают, привыкнут и адаптируются к новой реальности. Явно в ближайшее время прилетят новые санкции, на которые опять-таки будет какая-то реакция, поэтому пока, наверное, делать далекоидущие выводы рано», — сказал эксперт.
По его словам, обычно такая психологическая реакция может быть сильной, но она редко длится долго.
«Когда весь негатив выльется на рынок, придет какое-то осознание, тогда наступит стабилизация. Где наступит стабилизация и на каких курсах, заранее сказать сложно. Слабо верится, что в обозримом будущем мы увидим курс где-то в районе 70 руб. за доллар, как было раньше. Мне кажется, что это довольно маловероятно. Но хотя бы прекратится паническое движение курса. Дальше все упрется в политику. Понятно, что нынешние курсы и падение фондового рынка — это в основном явление не столько экономическое, сколько отголосок пресловутой геополитики. Поэтому пока не стабилизируется ситуация в этой области, мы будем иметь то, что имеем», — подчеркнул он.
Хестанов добавил, что ситуация на энергетических рынках выглядит довольно интересно. По его словам, это касается не только нефти, а любых сырьевых товаров, которые в значительной степени производит Россия.
«Это касается и нефти, и алюминия, газа. Это отражение опасений инвесторов, что могут быть введены какие-то страшные санкции, которые в принципе могут ограничить поставки из России на внешний рынок. Мне представляется это довольно маловероятным, но полностью исключить этого нельзя. Взлет цен, как отражение того, что нечто подобное может произойти. Я думаю, что как только западные лидеры что-то скажут, будет еще одна реакция рынка, а уже после этого наступит какая-то стабилизация, когда можно будет делать нормальные прогнозы. Пока эмоции преобладают над фактами, в прогнозах нет толка», — резюмировал эксперт.
По словам члена наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, у ЦБ есть все возможности, чтобы стабилизировать курс.
«Резервы более $630 млрд. Рынок всегда считал, что интервенции начнутся, если пара доллар-рубль будет за 90. Экспортеры также могут поддержать. Валютная позиция на конец года российских компаний только в банковском секторе России составляет более $170 млрд. Соответственно, возможности есть. Я надеюсь, что вся ситуация продлится не больше недели, а после этого все стабилизируется. Очень много свободных денег в мировой экономике, поэтому я думаю, что нефть будет дорожать, особенно во втором полугодии. А уж если будут прерываться поставки из России, то стоимость взлетит однозначно. За счет профицита торгового баланса, я думаю, что нам не страшны никакие санкции», — заявил он.
Экономист, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган заметил, что, как только горячая фаза будет пройдена, может начаться процесс восстановления.
«Полагаем, что ЦБ РФ будет вмешиваться, сдерживать падение рубля. Более того, как мы писали ранее, похоже, интервенции уже начались. Ресурсы для этого есть, а успокоить (хотя бы немного) население нужно. Вероятно, продолжим наблюдать рост цен по всему спектру активов. Не исключаем, что нефть может пойти выше $100. То же самое касается и газа, но тут есть свои нюансы. Текущие события, скорее всего, приведут к переделу европейского рынка газа, а это будет „лифтовать“ цены вверх», — написал он в своем Telegram-канале.