Геополитическая обстановка в континентальной Европе уже давно требовала от Белоруссии и России более жестких мер реагирования. Постоянное нагнетание ситуации со стороны стран Запада и неадекватная активность НАТО у границ Союзного государства (СГ) стали главной причиной того, что Минск и Москва приняли решение углубить сотрудничество в области обеспечения национальной безопасности.
Проверка боеспособности сил реагирования СГ, которая началась в феврале, должна продемонстрировать западному миру готовность Белоруссии и России противостоять любым внешним и внутренним угрозам. Не случайно и название нынешних учений – «Союзная решимость – 2022», оно не только отсылает к американской операции «Атлантическая решимость» 2014 года, в рамках которой происходило наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, но и говорит о новой реальности в белорусско-российском стратегическом взаимодействии.
Еще до своего начала «Союзная решимость – 2022» вызвала серьезный резонанс в странах Запада, а сам факт учений был использован ЕС и США для нагнетания обстановки на континенте. Высказывались опасения о том, что российские войска таким образом будут готовить плацдарм для «наступления» на Украину, «точные» даты которого называются уже не первый месяц. Кроме того, утверждалось, что Александр Лукашенко хочет использовать войска РФ для обеспечения проведения республиканского референдума по изменениям в Конституцию Белоруссии. При этом лейтмотивом всех заявлений было и продолжает оставаться утверждение о том, что «Союзная решимость – 2022» является «частью военной и геополитической игры Москвы с тем, чтобы получить некие бонусы в переговорах прежде всего с США и ЕС», а сами маневры «нацелены против Украины, для вовлечения Минска в полноценный альянс с Москвой». Никого изначально на Западе не интересовало, что по сценарию учения носили строго оборонительный характер, хотя и с определенными особенностями, связанными именно с действиями Евросоюза и Соединенных Штатов Америки.
В частности, «Республике Полесье» и «Северной Федерации», в которых нетрудно угадать Белоруссию и Россию, предстояло противостоять агрессии, организованной коалицией «Западных»: «Нярис» и «Помория» (названия использовались в сценарии учения «Запад-2021» и являются аналогами Литвы и Польши), а также «Клопия», которая находится на территории Западной Украины. Согласно сценарию, «Западные» после провала попытки дестабилизировать обстановку в «Республике Полесье» и ликвидировать Союзное государство с использованием подконтрольных террористических организаций и местной оппозиции спровоцировали вооруженный конфликт с соседней с СГ «Республикой Днепровия» (аналог Украины). После чего под предлогом миротворческой операции ввели в «Днепровию» войска и потребовали от «Республики Полесье» прекратить «посягательства на демократические права, освободить политических заключенных и передать власть «истинным лидерам» страны».
Отказ принять эти требования привели к развязыванию агрессии против Союзного государства, которую на учениях и предстояло отразить. При этом важно то, что в ходе маневров на первом этапе, который проходил по 9 февраля, основное внимание уделялось оборонительным действиям. Вторая же фаза, которая формально закончилась 20 февраля, предполагала не просто отражение агрессии «Западных», но и проведение контрнаступления с целью разгрома противника без вмешательства во внутренние дела «Днепровии».
Южное направление в столь масштабных военных маневрах было выбрано впервые и совершенно неслучайно. Учения проходили не только на белорусских полигонах «Домановский», «Гожский», «Обуз-Лесновский», «Брестский» и «Осиповичский», расположенных западнее и юго-западнее центральной части Белоруссии, но и в иных местах, которые располагаются в непосредственной близости от украинской границы. При этом в Белоруссию прибыли не одни российские военнослужащие, но и современное вооружение, которое, по словам А. Лукашенко, в связи с последними событиями вокруг Украины вполне может остаться в республике. Речь идёт о многоцелевых истребителях Су-35, зенитно-ракетных системах С-400, зенитном ракетно-пушечном дивизионе «Панцирь-С». Со своими техникой и вооружением на учения прибыли артиллеристы Восточного военного округа и морской пехоты Тихоокеанского флота.
Все это должно охладить горячие головы не только в Киеве, но и на Западе, а также прикрыть самое незащищённое в Белоруссии южное направление. А. Лукашенко уже неоднократно заявлял о необходимости обратить более пристальное внимание на границу с Украиной, где в последние годы явно намечается эскалация напряженности.
Сами учения прошли абсолютно по намеченному сценарию, были выполнены все поставленные задачи и проведен ряд уникальных операций. Российские войска отрабатывали вопросы отражения агрессии против Союзного государства не только на территории Белоруссии, но и в оперативно-важных районах Мирового океана и акваториях морей, прилегающих к территории России: Баренцевом, Чёрном и Балтийском морях, а также в Тихом океане. Примечательно, что в ответ на заявления со стороны НАТО о непрозрачности учений Минск и Москва пригласили наблюдать за ними представителей западных стран. Однако это в конечном счете не изменило отношения к происходящему со стороны ЕС и США, где продолжили обвинять Россию в нагнетании обстановки в регионе.
После проведенных манёвров в акваториях морей и Тихого океана, по заявлению Минобороны РФ, все военные подразделения вернулись в места постоянного дислоцирования, что должно было произойти и с частями, которые прибыли на территорию Белоруссии. Однако ближе к концу учений стало понятно, что в нынешней геополитической реальности, связанной с ситуацией вокруг Украины, Минск и Москва пока не могут оставить южные и западные рубежи Союзного государства без дополнительной защиты, особенно с учетом сохраняющейся неадекватности официального Киева и последних действиях НАТО. Известно, что параллельно с белорусско-российскими учениями аналогичные маневры на границе с Белоруссией организовали и Украина («Метель–2022»), и страны Североатлантического альянса (Saber Strike 22). Кроме того, в этот же период президент США Джо Байден принял решение о перемещении 8-12 тыс. элитных американских подразделений в Польшу, а также согласовал продажу Варшаве 250 танков «Амбрас», которые должны будут отправиться на границу с Союзным государством. Не отстает от своих партнеров по блоку и Прибалтика, где продолжают требовать усиления американского военного присутствия на своей территории. Если к этому прибавить заявления Запада о продолжении накачивания Украины вооружением, пускай в ряде случаев и старым, неудивительно, что в Минске и Москве было принято решение не прекращать совместные учения после 20 февраля.
В Минобороны Белоруссии заявили, что «в Европе очень сильно запахло порохом», а политика НАТО по расширению на Восток «повышает вероятность вооруженного конфликта». В этой связи было принято решение продолжить проведение комплекса мер «по сдерживанию подобных агрессивных проявлений и угрозы применения силы в отношении Белоруссии и Союзного государства в целом». При этом конкретные даты окончания учений теперь названы не были. Предполагается, что в ходе проверки сил совместного реагирования будут тщательно проработаны этапы обороны СГ, которые «не были охвачены с такой степенью детализации учебными вопросами предыдущего периода проверки».
21 февраля стало известно, что планируется создание дополнительных группировок вдоль рубежей Союзного государства, а также усиление охраны границ, включая воздушное пространство. Одновременно особо было подчеркнуто, что проверка призвана «обеспечить адекватное реагирование и деэскалацию военных приготовлений недоброжелателей вблизи наших общих границ». К этому можно добавить и то, что данное решение не позволит Киеву сосредоточить большое количество военных сил в Донбассе, что будет способствовать деэскалации напряженности вокруг Луганской и Донецкой народных республик.
Необходимо упомянуть и еще об одном знаковом событии, которое произошло до официального завершения «Союзной решимости – 2022». 19 февраля Александр Лукашенко во время своего визита в Москву вместе с Владимиром Путиным принял участие в контроле за учением сил стратегического сдерживания РФ. В ходе его проведения была проведена проверка «готовности органов военного управления, боевых расчётов пуска, экипажей боевых кораблей и стратегических ракетоносцев к выполнению поставленных задач, а также надежности вооружения стратегических ядерных и неядерных сил». Это стало беспрецедентным показателем уровня доверия между двумя лидерами и, по сути, продемонстрировало нынешнее состояние белорусско-российских отношений в сфере оборонной политики. Минск и Москва показали мировому сообществу, что теперь два государства полностью едины в понимании возможных внешних угроз и больше не делят понятие национальной безопасности на белорусскую и российскую составляющие. Теперь это единое целое, защиту которого оба государства будут осуществлять совместными усилиями и всеми доступными им способами.
* * *
Понятно, что после признания Москвой Луганской и Донецкой народных республик, безопасность которых теперь будет контролировать Россия, и началом Вооруженными силами РФ специальной военной операции на Украине вследствие просьбы властей ДНР и ЛНР оказать помощь в отражении агрессии Киева, военно-политическая ситуация в регионе в значительной мере меняется. Но это тем более требует дальнейшего развития оборонного сотрудничества России и Белоруссии.
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram