«Война Z», как можно именовать российскую военную операцию по принуждению Украины к демилитаризации и денацификации, идет вторые сутки, однако уже сейчас можно подвести некоторые ее промежуточные итоги. Менее чем за сутки Минобороны РФ смогло решить две из трех критически важных проблем, образовавшихся после воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Удастся ли добиться разрешения третьей, самой важной?
Возвращение Республики Крым и города Севастополь в «родную гавань» породило массу серьезнейших проблем, которые не получалось надежно решить все следующие 8 лет до вчерашнего дня. Потом дело отдали в руки российских военных, и они быстро закрыли почти все наболевшие вопросы. Итак, что уже сделано, и что еще осталось доделать в следующие несколько дней?
Деблокада
Как известно, ни Украина, ни коллективный Запад не признали Крым российским. Более того, Киев устроил жителям полуострова, который не имеет общей сухопутной границы с основной частью нашей страны, настоящую блокаду. Была прекращена поставка воды через Северо-Крымский канал, также украинские власти устроили крымчанам «темную», взорвав опоры линий электропередач и прекратив поставки электроэнергии. Большие логистические проблемы доставляло отсутствие прямого транспортного сообщения с полуостровом, поскольку между ним и Россией находится Херсонская и Запорожская области Украины.
Связность Крыма с материком удалось обеспечить за счет строительства Крымского моста. Однако следовало учитывать, что мостовой переход был крайне уязвимой и приоритетной целью для ВСУ, которые могли нанести по нему ракетный удар ПКР «Нептун» наземного, морского или воздушного базирования.
Не могла считаться окончательно решенной и проблема водоснабжения полуострова. Через Северо-Крымский канал туда поступало порядка 85% пресной воды, которая использовалась преимущественно в сельском хозяйстве. Перекрытие Украиной этого канала фактически уничтожило рисоводство в Крыму, а также причинило серьезный ущерб садоводству. Пришлось массово рыть артезианские скважины, вода в которых богата минеральными солями и приводит к постепенной деградации плодородных почв. Добавили трудностей крымчанам и погодные аномалии, сделавшие зимы малоснежными, а лето – засушливым. Из-за дефицита воды ее подачу в этом курортном регионе пришлось делать почасовой.
Региональные и федеральные власти уже было начали строить мощные опреснительные заводы, но 24 февраля 2022 года все резко изменилось.
В ходе масштабной военной операции «Z» российские войска вошли на территорию Украины по всей протяженности ее границы. Вооруженные силы ДНР и ЛНР перешли в контрнаступление на позиции ВСУ с выходом к административной границе новых государств. Навстречу им из Крыма в Херсонской области выдвинулись российские войска. Буквально в течение одного дня Киев утратил контроль над Приазовьем. Это дало возможность Москве, наконец, решить две стратегически важные задачи:
Во-первых, за счет Приазовья появился сухопутный транспортный коридор, который теперь надежно свяжет Крым с Донбассом и Россией.
Во-вторых, дойдя до города Херсона, российские военные взяли под свой контроль всю инфраструктуру Северо-Крымского канала. Глава региона Сергей Аксенов заявил, что Республика готова к возобновлению поставок воды:
По имеющимся данным, днепровская вода уже начала поступать на полуостров, водную блокаду которого теперь можно считать завершенной. За полдня, Карл!
Признание?
Теперь дело осталось за третьей, самой важной проблемой Крыма, которая, к сожалению, нерешаема по линии МИД РФ. Это вопрос правового статуса полуострова.
Как мы уже упомянули, ни Украина, ни стоящий за ней коллективный Запад не признали Крым российским. Подвешенный правовой статус создает массу сложностей и ограничений на нормальную жизнь крымчан и дает «партнерам» рычаг постоянного политического давления на Москву. МИД РФ, увы, тут бессилен, добрым словом решения проблемы не добиться никогда. Но когда не хватает слов у дипломатов, за дело берутся военные.
Так, Минобороны РФ в ходе «войны Z» должен нанести Украине разгромное поражение и вынудить Киев к полной и безоговорочной капитуляции. После этого в Незалежной, несомненно, должна быть проведена серьезнейшая конституционная реформа по изменению формы ее государственного устройства. Одним из требований Москвы может и должно стать признание Киевом права крымчан и жителей Донбасса на самоопределение, Крыма – российским, а ДНР и ЛНР – самостоятельными и независимыми государствами. Будут ли Донецкая и Луганская Народные Республики существовать дальше сами по себе, войдут в состав Российской или Украинской Федерации, можно будет решить в дальнейшем.