Различные источники, в том числе американские, предполагают, что истребитель Су-27 ВВС Украины, по всей видимости, был сбит во время боев за Киев ночью 24/25 февраля, что стало причиной огромного огненного шара, осветившего небо столицы. Минобороны России заявило, что этот самолет был сбит по ошибке украинской ПВО, в то время как ВСУ выдвигают другую версию — дескать истребитель был поражен российской ракетой.
Сегодня захисники незалежної, часть из которых искренне считает, что защищает свободу своей страны, отчаянно нуждаются в героях. Подобные ошибки деморализуют еще сильнее, чем даже поражения в отдельных боях.
Но, по большому счету, речь не идет о чем-то невероятном. Военные историки утверждают, что даже в войнах последнего времени фиксируется огромное количество инцидентов с дружественным огнем, на которые приходилось от 2% до 20% всех жертв в боях.
Так, в иракской войне (2003−2011гг.) янки с помощью ПВО Patriot сбили британский Panavia Tornado GR.4A из 13-й эскадрильи королевских ВВС, уничтожив пилота и штурмана. Затем звездно-полосатые зенитчики опять-таки ракетой, пущенной из Patriot, ликвидировали свой же палубный истребитель F/A-18C Hornet, который то ли взлетал, то ли садился на авианосец. Летчик погиб, несмотря на то, что зона, где он был атакован, считалась американской.
Произошло это потому, что не сработала система «свой — чужой», которая, как выяснилось позже, имела технические дефекты. Но ушлые американские журналисты полагают, будто в трагедиях виноваты зенитчики, которые психанули, опасаясь удара по себе.
Возможно, нечто подобное имело место и над Киевом. По информации американских СМИ, Су-27 украинских ВВС должен был атаковать (или атаковал) российские Силы специальных операций, блокирующих аэродром Гостомель. Именно там был один из самых яростных боев, во всяком случае, пропагандисты из ВСУ и офиса президента Зеленского несколько раз заявляли об уничтожении нашего десанта, а потом удаляли свои же сообщения. В них говорились, что «враг» подвергался мощным артиллерийским ударам и атакам с воздуха.
Как предполагают пентагоновские эксперты, «дружеский огонь», возможно, вызван разрушениями системы командования ВСУ, что привело к выводу (частичному или даже полному) системы идентификации IFF (друг или враг). Не исключен и нервный срыв, когда в состоянии, близком к аффекту, зенитчики сдуру пальнули по тому, что увидели на экране радара. Как подметил юзер с ником «справжній х… ол»: «Хлопчики не думали, что у нас может что-то летать. Типа, кто в небе — тот москаль».
Причем, как отмечает американский военно-аналитический журнал Military Watch, «это далеко не единственное сообщение о дружественном огне в конфликте с неподтвержденными сведениями о том, что украинские самолеты случайно обстреляли гражданские районы при попытке вступить в бой с российским низколетящим вертолетом».
Летчики ВВС «незалежной» сегодня находятся в крайне сложном положении, получая зачастую неадекватные приказы. На форумах пишут, что в этот же день 24 февраля другой украинский Су-27 приземлился в соседней Румынии на аэродром, который находится на северо-востоке страны. Судя по всему, пилот просто отказался воевать на стороне ВСУ.
Министерство национальной обороны Румынии уточнило: «После приземления украинский военный пилот представил себя румынским властям, и юридические меры, необходимые в этих ситуациях, будут приняты». Могли же заправить керосином, похлопать по плечу и отправить опять в «незалежну»».
Журнал MW предполагает, словно имеет место снижение боевого духа, поскольку летчики прекрасно знают, что являются пушечным мясом на фоне более мощных российских Су-30 и Су-35. Издание, ссылаясь на своих инсайдеров, пишет о потерях сразу двух украинских Су-24 над территорией ЛДНР в первые часы конфликта. Повторимся, об этом пишут не российские, а американские СМИ.
Понятно также, что и на жовто-блакитную пехоту плохо действует полное господство в небе российских ВКС, поэтому и был придумал миф о «Призраке Киева», неком героическом украинском летчике, летающем на истребителе МиГ-29, который якобы совершил поразительное количество воздушных убийств — шесть.
«Существует самая слабая (точнее нулевая) вероятность того, что в небе над Украиной произошло что-то действительно экстраординарное в анналах воздушных боев, даже если это не включает в себя пилота, ставшего „асом за один день“. Даже достижение пары уничтожения (российских истребителей) при таких обстоятельствах было бы монументальным достижением для учебников истории», — вынужден признать другой заокеанский интернет-портал The Drive.
Если бы это являлось правдой, то моментально появились бы тысячи фото- и видеодоказательств. Зато янки, проанализировав посты в соцсетях, пришли к выводу, что в 05:00 по мск на улице Садовая, 54 произошел пожар двухэтажного частного жилого дома в результате падения фрагментов украинского истребителя.
В Пентагоне признают, что «действительно, в настоящее время у нас нет никаких подтверждений того, что российские военные самолеты были сбиты над Украиной, будь то истребителями и наземными средствами ПВО». Янки не знают, что на самом деле произошло со штурмовиком Су-25, который потерпел аварию в результате ошибки пилотирования.
Эксперт Стейн Митзер, отслеживающий воздушные бои и работу ПВО, утверждает, что украинские ВВС не имеют должного технического обслуживания, в том числе, по причине разрыва связей с изготовителями, а также из-за недобросовестного отношения властей к своим вооруженным силам.
В частности, The Guardian напоминает о трагедии в результате крушения транспортного борта Ан-26 ВВС Украины под Харьковом в сентябре 2020 года, когда погибли 22 человека, включая курсантов. Как отмечает издание, еще в довоенное время в «незалежной» во время тренировочных полетов разбилось несколько военных самолетов.
Приводятся следующие факты: «Пилот погиб в декабре 2018 года после того, как его истребитель Су-27 разбился при посадке в Житомирской области. Двумя месяцами ранее такая же модель истребителя разбилась в соседнем регионе во время совместных военных учений Украины и стран НАТО „Чистое небо-2018“, погибли американский и украинский пилоты. В 2002 году Су-27 упал в толпу на авиашоу во Львове на западе Украины, убив 77 человек и ранив еще 165».
Все, что осталось от ВВС Украины, это небольшое количество Су-27, многие из которых находятся в крайне плачевном техническом состоянии. Такие машины вообще нельзя выпускать в небо, но ВСУ отправляют пилотов на патрулирование воздушного пространства над Киевом, подвергая мирных жителей огромной опасности из-за возможных авиакатастроф в густонаселенных районах столицы.