Киев, 13 марта. Власти Украины начали очередной этап «охоты на ведьм», в том числе — на представителей прессы. Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская подтвердила: спецслужбы провели более 25 обысков в разных регионах Украины у «лиц, способствующих стране-агрессору в проведении антиукраинских акций», среди которых немало журналистов. Самым громким стал обыск в доме киевского обозревателя Юрия Лукашина, ранее работавшего в газете «2000».
По словам самого Лукашина, «в шесть утра пришли четыре сотрудника СБУ и две бабушки-понятые, начали ломиться в дверь — и в результате выломали ее арматурой». По его словам, по итогам семичасового обыска у него изъяли телефон, планшет, флэшки, накопители, визитки и т.д. По словам коллег, Лукашин долго работал экономическим обозревателем в газете «2000», откуда ушел в 2013-м. Затем он стал блогером в издании «Корреспондент». Параллельно Лукашин снимал фильм о журналисте Олесе Бузине, убитом в 2015-м, предположительно, националистами из группировки С-14. Этот фильм вскоре был запрещен к показу на Украине, а когда его показал один из региональных телеканалов, то был за это крупно оштрафован.
Алексей Якубин, политолог, кандидат политических наук в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей заявил, что текущие обыски в квартирах журналистов и попытки власти влиять на масс-медиа — это тесно взаимосвязанные вещи.
Порошенко и компания не скрывают — в преддверие выборов-2019 они пытаются резко усилить свой контроль над сферой медиа. Обыски в данном случае играют двоякую роль — с одной стороны, это откровенное запугивание всего журналистского сообщества. С другой — это предупреждение наиболее смелым и принципиальным работникам прессы, часто и справедливо критикующим власть.
«Такой намек от власти: если вы будете в предвыборный период слишком часто и активно участвовать в проектах, которые критикуют Порошенко, Турчинова, Авакова и прочих власть предержащих, или поднимать темы, «неудобные» для власти, то готовьтесь к тому, что рано или поздно так же придут за вами. Вообще, за последний год на Украине сложилась широкая практика запугивания СМИ и «прессования» их другими способами.
Это так и не раскрытое нападение на телеканал «Интер», многочисленные попытки повлиять на телеканал NewsOne и множество «наездов» на интернет-издание Strana.ua (которые в итоге привели к вынужденной эмиграции его главного редактора). В этом же ряду — несколько проигнорированных государством и силовиками нападений на Союз православных журналистов Украины. А также тщательно спланированный захват редакции информационного холдинга «Вести» (его офис до сих пор под контролем неизвестных «титушек»)», — пояснил Алексей Якубин.
По словам политолога, власть пытается в преддверие выборов проводить некую медийную «зачистку» — с расчетом на то, что взяв под контроль абсолютное большинство масс-медиа, со временем можно будет контролировать и те информационные потоки, которые СМИ предоставляют своим читателям, слушателям и зрителям. Они очень хотят начать полностью контролировать медийную «картинку». В последнее время на Украине часто слышат от представителей власти — мол, «плохо не то, что мы делаем для страны — просто это неправильно показывают, подают в негативном ключе масс-медиа».
«Эта фраза демонстрирует, как власть в принципе относится к СМИ — они рассматривают медиа не как средство информирования общества, а как средство пропаганды. Поэтому все эти последние громкие истории, связанные с журналистами, никого не удивляют. Многие мои коллеги давно предсказывали, что рано или поздно украинская власть попытается поставить прессу под свой контроль», — добавил Якубин.
Ранее в Национальном союзе журналистов Украины заявили о как минимум восьми случаях применения властями силы против журналистов, случившихся в феврале 2018-го. А международные правозащитники из организации Freedom House констатировали: «журналисты на Украине давно избегают критических тем из-за мощного политического давления со стороны власти».
«Многие правозащитные и журналистские организации на Западе уже не готовы закрывать на это глаза. Организации вроде ОБСЕ или «Репортеры без границ» все чаще и резче высказывают свои претензии Киеву. И, как следствие, обвинения в нарушении прав журналистов все чаще звучат и из уст западных политиков. В ответ власти Украины пытаются раскручивать тему с вешанием «прокремлевских» ярлыков на те или иные СМИ. Такой ярлык получают все те издания, которые в той или иной степени критично относятся к власть имущим.
При этом в высоких кабинетах искренне считают, что само налепливание на оппонента ярлыка «прокремлевский» дает им право отказаться от любой дискуссии с ним. Мол — ну, с ним же все понятно, о чем тут говорить? При этом многие международные организации уже неоднократно признавали: многие из тех, на кого был в свое время навешен ярлык «прокремлевский» — например, тот же Муравицкий — они признаны «узниками совести». Однако попытки «зачистить» медийное поле перед выборами-2019 могут выйти боком Порошенко и компании. Прежде всего, попытки давления на СМИ могут окончательно испортить их «демократический» имидж в глазах западных партнеров, которые, впрочем, все меньше напоминают именно партнеров», — рассказал Якубин.
Тем не менее, заметил эксперт, попытки давления власти на СМИ будут продолжаться. Поэтому международное сообщество должно сделать все для того, чтобы повернуть этот процесс вспять — как ни парадоксально, но у мировой общественности сейчас больше рычагов влияния на власть, чем у граждан Украины — в последнее время власти народ просто не слушают.
«Кстати, целый ряд крупных украинских СМИ, пострадавших от действий Порошенко и его подручных, уже обратился в крупные правозащитные и репортерские организации с просьбой защитить их право на свободу слова. А также ввести мораторий на всевозможные «проверки» масс-медиа на весь предвыборный период. Однако удастся ли Западу защитить украинские СМИ от собственной власти – еще большой вопрос», — резюмировал Якубин.