Турция с 9 октября ввела новые ограничения на поставки российской сельскохозяйственной продукции, которые выражаются в увеличении требований к документам.
Политика Турции в отношении России не является стабильной
Это касается такой российской продукции, как подсолнечное масло, кукуруза, сухой горох, неошелушенный рис, жмых семян подсолнечника и твердая пшеница.
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев на этот счет заявил, что новые требования Турции являются тяжелой бюрократической нагрузкой на российские товары, причем с практической точки зрения все это не имеет смысла и, соответственно, не может привести ни к каким позитивным изменениям.
Также Ткачев отметил, что Россия рассчитывала не на это, и вообще для дальнейшего углубления российско-турецких торгово-экономических отношений нужно упрощать подобные вопросы. Из-за этого Москва воспринимает такие действия Анкары, как крайне негативный прецедент, на который Россия может отреагировать только введением ответных мер в отношении Турции.
Примечательно, что эта история накладывается на вчерашнее турне президента Турции Реджепа Эрдогана, в рамках которого турецкий лидер сначала в Киеве «подтвердил» свою проукраинскую позицию по проблеме Крыма, а затем пролоббировал в Белграде российский проект «Турецкий поток».
Отношения России и Турции продолжают быть очень сложными
Это обстоятельство отлично демонстрирует всю сложность и нестабильность, которая сегодня характеризует российско-турецкие двусторонние отношения, где выгодные сделки идут нога в ногу с жестким геополитическим противостоянием на территории Сирии.
Директор Центра востоковедных исследований международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в этой динамике нет ничего удивительного, поскольку наши двусторонние отношения с Турцией продолжают оставаться нестабильными.
«Отношения между Россией и Турцией никогда не отличались стабильностью и, тем более, мы сегодня не можем говорить, что они на текущий момент являются положительными во всех сферах, поэтому подобные действия Анкары не представляют собой что-то неожиданное», — заключает Аватков.
По словам Владимира Алексеевича, российско-турецкие отношения продолжают оставаться крайне сложными, и следствием этого являются, как эти меры в отношении российской продукции, так и тезис Анкары о том, что Крым является суверенной украинской территорией.
Для Турции вопрос Крыма также является крайне важным
«Турция никогда не отказывалась и не откажется от такой позиции, хотя поддерживая данную идею по Крыму, Эрдоган и турецкое правительство не так уж сильно и выступают за украинскую юрисдикцию Крыма. На самом деле, турецкий лидер здесь играет на свой националистический электорат, для которого этот вопрос крайне важен в силу целого ряда исторических причин», — констатирует Аватков
Напомним, что до конца XVIII века Крымский полуостров был периферией Османской империи и вошел в состав России только после военных поражений. В Турции это до сих пор помнят, как и наличие на полуострове такой народности, как крымские татары, которые, как культурно, так и этнически близки туркам.
«Поэтому перед нами последовательная позиция, как Турции, так и самого Эрдогана», — резюмирует Аватков.
Что касается экономических вопросов, то они, как замечает эксперт, идут вслед за геопополитическими проблемами в российско-турецких отношениях, которые являются ключевыми в контексте диалога между Москвой и Анкарой.
Экономические отношения России и Турции всецело зависят от политического диалога
«Россия ввела целый ряд ограничительных мер в отношении Турции после того, как турецкие ВВС сбили в небе над Сирией российский бомбардировщик Су-24. Эти ограничительные меры на сегодня почти полностью сняты, и Турция это прекрасно понимает, но она в настоящее время также находится в поиске своего места между Западом и Востоком, и это также накладывает отпечаток на все ее действия, как в политике, так и в экономике», — заключает Аватков.
Естественно, между Россией и Турцией еще существует проблема запрета на экспорт турецких томатов в нашу страну, но она определяется не политическими, а экономическими причинами. Известно, что в России были сделаны чрезвычайно серьезные инвестиции в эту отрасль, и Москва, таким образом, просто защищает их от дешевой и достаточно качественной турецкой продукции.
«Турция сегодня пыталась усидеть на двух стульях. Такое случается с этой страной в ее истории не в первый раз, но именно с этим и связаны текущие колебания по С-400, а также по многим другим проблемам российско-турецких отношений», — констатирует Аватков.
В этой связи, имеет место один главный вопрос, а существует ли на сегодня надежда, что Москва и Анкара смогут разделить экономический и политический аспекты двусторонних отношений или они и в будущем будут давить друг на друга, а также приводить к серьезным проблемам.
«Такого разделения, скорее всего, не случится, поскольку практика показывает, что если у России и Турции есть сложности в политике, то они будут и в экономике. Это отлично показала история со сбитым турками бомбардировщиком Су-24 и всеми теми событиями, которые за этим последовали», — заключает Аватков.
Поэтому для углубления экономического сотрудничества России и Турции и вывода его на тот уровень, который хотят, как Москва, так и Анкара, нужно сначала решить вопросы геополитики.
Автор: Дмитрий Сикорский…