Мир сделал еще один широкий шаг к собственному концу. Спровоцированное стараниями Соединенных Штатов и все жарче разгорающееся противостояние в Персидском заливе получает новое развитие, крайне опасное не только для этого региона, а и для всего человечества. Сделанное Тегераном заявление о возможности возвращения страны к созданию ядерного оружия моментально переводит пусть и чрезвычайно опасный региональный конфликт в ранг глобального кризиса, чреватого мировой войной и всеобщим уничтожением. Попробуем рассмотреть возможные сценарии дальнейшего развития событий – как лучшие, так и худшие.
Никто не хочет войны… Но она приближается
Вообще говоря, в последних событиях на Ближнем Востоке порой просматривается нечто труднообъяснимое, мрачное и полумистическое, вроде пресловутого злого рока. Казалось бы, реального вооруженного столкновения не хочет никто. Бряцать оружием и «жечь глаголом» потенциального противника – это одно, а начинать войну, чреватую огромными жертвами и обрушением мирового экспорта нефти – совсем другое. Тегеран прекрасно понимает, что в случае, если США навалятся-таки на него всей мощью своей военной машины, да еще и при поддержке ближневосточных союзников, стране не выстоять.
Вашингтон, в свою очередь весьма четко осознает, что разгромить иранскую армию и КСИР будет даже не половиной дела, а лишь началом. Началом погружения в кровавый хаос не только самого Ирана, но и всего региона. Войти на территорию страны, вчетверо превышающую по территории «подаривший» американцам весьма печальный опыт Ирак, они, наверняка, смогут. Но вот выйти без «потери лица»…
Беда в том, что в кипящем котле нынешнего кризиса имеется слишком много тех, кто, вертясь вокруг основных его участников, имеет на все происходящее собственные виды. Та же Саудовская Аравия, мечтающая расправиться с Тегераном руками США, а заодно, пользуясь случаем резко увеличить собственные военные возможности за счет американского оружия и передовых технологий… Эта часть плана, кстати, Эр-Риядом вполне успешно осуществляется. Израиль, также мечтающий об исчезновении Ирана с политической карты мира и готовый пойти на все, что угодно при первых же реальных признаках приближения этой страны к овладению ядерным оружием. А ведь есть еще и йеменские повстанцы-хуситы, целью которых может быть втягивание Саудовской Аравии в военный конфликт с заведомо более сильным Ираном, недобитые террористы всех мастей, которые спят и видят, как бы превратить Ближний Восток в ад кромешный, в котором они будут себя чувствовать куда вольготнее, чем сейчас…
Последняя атака на танкеры в Ормузском проливе оставила больше вопросов, чем ответов. Даже Соединенные Штаты, моментально обвинившие в случившемся Тегеран, со временем несколько поубавили прыти. По мнению международных наблюдателей, полноценными доказательствами причастности Тегерана к атаке Вашингтон все-таки не располагает, иначе действовал бы совершенно по-другому. Во всяком случае, один из главных ненавистников Ирана в Вашингтоне, Джон Болтон не вел бы после случившегося разговоров о «готовности к диалогу», а в своей обычной манере призывал бы «наказать» и «покарать». По правде говоря, версия «торпедной атаки» на танкеры изначально выглядела слабенькой и притянутой за уши. А уж после появления видео с неразорвавшейся магнитной миной на борту одного из них основным вариантом стала диверсия, осуществленная вовсе не в проливе, а в одном из портов. И стоять за ней может кто угодно – от тех же хуситов или других экстремистов до агентуры ЦРУ, за которую после инцидента с таким усердием взялись иранцы.
Ядерный ультиматум – что дальше?
Гораздо более неприятным поворотом событий стало последовавшее за новой волной обвинений и угроз в адрес Тегерана его заявление о, фактически, окончательном разрыве «ядерной сделки». Так, представитель Иранской организации по атомной энергии Бехруз Камалванди официально уведомил мировое сообщество о том, что через какой-то десяток дней Иран, вчетверо увеличивший объемы производства низкообогащенного урана, превысит ограничение по его объемам в 300 килограмм, предусмотренное Совместным всеобъемлющем планом действий (СВПД). Более того, установленный тем же соглашением уровень обогащения в 3.67% будет поднят до 20%. Также будет резко нарощено и производство «тяжелой воды». Все эти меры являются ничем иным, как выработкой компонентов, необходимых для создания полноценного атомного заряда.
При этом Тегеран возлагает ответственность за происходящее на страны Европы. По словам президента Ирана Хасана Рухани, у них «осталось очень мало времени на то, чтобы спасти ядерную сделку от окончательного разрыва». Рухани называет нынешний момент «критическим», а тот же Камалванди считает, что «европейцы попросту тянут время и то ли не могут, то ли не хотят выполнять собственные обязательства». Ближе к истине, скорее, первый вариант. Сложно представить, чтобы Брюссель, Берлин, Париж или даже все они вместе взятые нашли бы сейчас рычаги воздействия на «закусивший удила» Вашингтон Причем мощные и действенные настолько, чтобы из Персидского залива убралась авианосная армада, а главное – был ослаблен санкционные режим против Ирана. Европейский Союз самым кровным образом заинтересован в скорейшем, и, конечно же, бескровном урегулировании конфликта. Ему не улыбается ни Иран с ядерной бомбой в соседях, ни прекращения поставок нефти, ни, в особенности, новые волны беженцев с охваченного военным пожаром Ближнего Востока. Вот только сможет ли ЕС сделать хоть что-то?
Теперь, собственно, о вариантах. Они, по правде говоря, ни малейшего оптимизма не внушают. Следующая атака в проливе может быть осуществлена уже не против танкеров, а, не дай боже, против американских военных судов. Тогда открытие огня по иранским кораблям и береговым позициям станет, практически, неминуемым. Дальнейшее развитие событий предугадать несложно… Более того, говоря о полном выходе из СВПД, Тегеран не просто идет ва-банк, пытаясь таким образом заставить действовать оцепеневших европейских бюрократов и политиков – он смертельно рискует. Саудовская Аравия уже заявляла, что немедленно приступит к разработке ядерного оружия в случае реальной опасности появления такового у Ирана. При той поддержке, которую сегодня Вашингтон оказывает Эр-Рияду в области как ядерных, так и военных технологий, осуществление этой угрозы более, чем возможно. И это будет уже не шаг к Апокалипсису, а прыжок в его пропасть.
Есть, кстати, и еще одна колоссальная опасность. Тель-Авиву не нужно ничего создавать – по данным, опубликованным накануне Стокгольмским Международным институтом исследования проблем мира, Израиль на сегодня обладает не менее, чем тремя десятками атомных бомб, которые могут быть доставлены его истребителями и примерно полусотней ядерных боеголовок, которые могут быть использованы с применением баллистических ракет средней дальности (до 5500 километров) «Иерихон». По неподтвержденным пока данным ядерные крылатые ракеты морского базирования могут быть запущены и с имеющихся у Израиля немецких субмарин Dolphin, модернизированных для этой цели. Весь этот арсенал вполне может быть пущен в ход, если в руках Тегерана и вправду окажется ядерный «меч», поскольку в Тель-Авиве свято верят в то, что непременно станут главным объектом для удара с его применением. Вот и могут постараться успеть первыми….
Кризис в Персидском заливе, начавшийся с санкционного «беспредела» Вашингтона , взаимных угроз и «проверок на прочность» зашел слишком далеко. При условии применения ядерного оружия, конфликт ни в коем случае не ограничится Ближним Востоком, как бы кому-то не хотелось верить в обратное. Если человечество, одумавшись, не положит конец этому противостоянию в самые кратчайшие сроки, дело может окончиться для него самым плачевным образом.
Александр Неукропный специально для Planet Today