После того как против действий США на иранском направлении жестко высказался Сергей Лавров, создалась парадоксальная ситуация: Евросоюз и Россия с КНР выступают единым фронтом против американской политики.
«Иранская ядерная сделка» — это соглашение 2015 года, подписанное Ираном с постоянными членами Совета Безопасности ООН — США, Россией, Китаем, Великобританией и Францией, а также с Германией и Евросоюзом. Фактически соглашение предусматривает отказ Ирана от развития военной ядерной программы и согласие на международный контроль за соблюдением этого отказа в обмен на снятие санкций, наложенных на страну ООН.
Позиция Трампа создает впечатление, что Вашингтон ищет не новый компромисс, а предлог для того, чтобы начать экономическое удушение Ирана, а затем перейти к военной интервенции.
Посол Евросоюза в США четко обозначил негативную позицию Брюсселя по вопросу повторного ввода антииранских санкций и отмены «ядерной сделки»: «Это, на мой взгляд, не сработает. Мы сняли санкции, и это было частью договоренности, и мы не можем с чистой совестью ввести санкции снова без уважительной причины».
В аналогичном ключе высказался Сергей Лавров: «Мы, как и Франция, считаем необходимым в полном объеме выполнять Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД).
Если хочется обсуждать какие-то другие вопросы, касающиеся Ирана, то это нужно делать с его обязательным участием и на основе консенсуса, а не путем ультиматумов».
Теперь администрация Трампа встает перед неприятным выбором, который состоит из трех плохих вариантов.
Во-первых, можно попытаться очень сильно надавить на Евросоюз и потребовать, чтобы Брюссель, Берлин и Париж изменили свою позицию. Проблема этого подхода заключается в том, что Евросоюз уже продемонстрировал категорическое неприятие угроз санкционного воздействия на свои компании и более того — готов предъявить Вашингтону ответные обвинения:
«Есть целая мифология в США, в определенных кругах, и эта мифология о том, что мы заинтересованы только в торговле с Ираном и готовы продать свои души за возможность продать несколько автомобилей или самолетов. Ну примерно как это делает «Боинг», — отметил посол О’Салливан, намекнув на то, что американская корпорация пытается продать в Иран самолеты на 20 миллиардов долларов. «Мы не занимаемся продажей принципов ради нескольких контрактов», — подчеркнул европейский дипломат.
Второй вариант предполагает введение санкций и выход США из «ядерной сделки», несмотря на несогласие Евросоюза, России и КНР. Этот подход кажется привлекательным только на первый взгляд, так как односторонние санкции США никак не навредят Ирану, который вполне может удовлетворить все свои экономические и технологические потребности за счет сотрудничества со странами, которые не поддержат американские санкции. Белый дом откажется от них так же, как отказался от попыток наказать европейские компании, инвестирующие в «Северный поток — 2».
Самым рациональным выглядит третий вариант — попытаться решить иранскую проблему в дипломатической плоскости. Но отказ от санкционного и силового давления на Иран будет воспринят как признак американской слабости — а слабых, как мы знаем, бьют.
Хороших выходов из ситуации, в которую команда Трампа сама себя загнала, пока не просматривается, и это довольно позитивная ситуация с точки зрения российских интересов. У наших вашингтонских оппонетов случился цугцванг — и теперь остается с максимальной выгодой использовать их неизбежные ошибки.