В минувшую субботу на московском стадионе «Лужники» состоялся митинг в поддержку кандидата на пост президента РФ Владимира Путина. Акция проходила под лозунгом «За сильную Россию!». По данным МВД, в ней участвовали не менее 130 тыс. человек. Вначале к собравшимся обратились доверенные лица кандидата, затем выступил В. Путин. Он сказал прежде всего о цели, которая объединяет российский народ: «Мы хотим сделать нашу страну яркой, устремленной вперед, в будущее. Потому что здесь жили наши предки, живем мы, живут наши дети и будут жить наши дети и наши внуки. Мы сделаем все для того, чтобы они были счастливы!»
«Мы сделаем это, да?» – спросил Владимир Путин, и стадион ответил: «Да!» Тогда Путин предложил исполнить гимн России, и стадион запел. А после он сказал «Храни вас Господь», поблагодарил всех за поддержку и пошел к выходу, касаясь, до кого дотянулся, рук участников митинга, приветствовавших президента…
Значение этой акции для российских людей, как ни странно, отразило довольно четко издание «Немецкая волна» (Deutsche Welle), видимо, даже того не желая, поскольку в начале публикации сообщило, «что в «Лужники» сгоняют участников».
Но правда жизни оказалась сильнее, и вот в тексте появляется удивительный пассаж: «Пенсионерка Нина из Москвы, шубу которой украшало три флажка с лозунгом «Я за Путина», пришла на митинг со всей семьей… Она считает, что самые важные слова президент сказал в послании Федеральному собранию, которое Нина смотрела в кругу семьи и даже кричала «Ура! Россия, вперед!», когда речь зашла об армии. По ее мнению, Путин прав, что говорит о вооружении больше, чем об образовании и здравоохранении: «У меня покой на душе появился. Теперь, когда твой дом защищен, тогда уже и в доме можно прибраться спокойно»».
Думаю, именно чувства защищенности не хватало нашему народу более четверти века. Особенно в последние годы, когда корпоративный Запад, обвиняя Россию в агрессии, развязал против нас холодную войну и постоянно грозит перевести ее в горячую фазу.
Запад создает очаги военно-политической напряженности в разных регионах планеты, окружил Россию сетью, состоящей из более чем 850 военных баз (включая секретные базы ЦРУ). Мир в любой момент мог взорваться ядерной катастрофой. И даже когда мы недавно от военного руководства страны узнали, что по периметру границ России воссоздано сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении, как в советские времена, душевного спокойствия все равно не наступило. А сегодня, думаю, оно появилось не у одной только пенсионерки Нины из Москвы.
Надо сказать, что в этом смысле митинг как бы подвел предварительный итог многотрудной деятельности Владимира Путина и всего российского государства в создании той парадигмы, которую бабушка Нина обозначила как уверенность в завтрашнем дне. А вторая парадигма была показана в том числе и малоизвестной хорватской газетой «Advance», где некто Д. Марьянович написал: «…если все, сказанное сегодня Путиным, и правда существует на самом деле, то, значит, Россия превратись в самую мощную военную державу на свете».
«В России создано самое современное и опережающее на многие года (а в отдельных местах — на десятилетия) оружие, которое способно преодолевать существующие и перспективные системы противоракетной обороны. То, что сегодня создается в Польше и Румынии, создается на Аляске и предполагается к созданию в Южной Корее и Японии, — этот зонтик противоракетной обороны, получается, дырявый», — так прокомментировал выступление Владимира Путина министр обороны России Сергей Шойгу. По словам заместителя министра обороны РФ Александра Фомина, США планируют развернуть порядка 400 ракет системы ПРО, однако это уже не имеет особого значения.
«Западным партнерам пора принять другую реальность, а не продолжать талдычить про свою систему ПРО и другое оружие вчерашнего дня», — отметил член-корреспондент Академии военных наук, политолог Сергей Судаков.
Собственно, лучше всего об этом сказал в Послании сам Путин: «Не хотели послушать нас тогда? Послушайте сейчас».
Но на Западе, похоже, нас по-прежнему не только не слышат, но и не желают услышать. А главное: Запад не хочет понять, что 1 марта 2018 г. однополярный мир во главе со США приказал долго жить. И эта дата уже навсегда вошла в историю.
В Министерстве иностранных дел Китая заявили, что обратили внимание на Послание Владимира Путина Федеральному собранию, в том числе и его рассказ о новейшем российском вооружении. Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин отметила на брифинге, что китайская сторона оценила высказывание президента РФ о развитии российско-китайских отношений. Китайская сторона не оставила без внимания и появившиеся во многих СМИ сообщения о недавно опубликованной новой ядерной доктрине США.
Хуа Чуньин указала на то, что тема развития и мира на планете всегда занимает особое место, и необходимы усилия всех стран, чтобы обеспечить международную стратегическую стабильность. Официальный представитель МИД КНР заявила также, что под руководством Владимира Путина в России наблюдается социальная стабильность, рост экономики и улучшение качества жизни населения.
Послание президента Владимира Путина услышали и в странах СНГ. Правда, почему-то не на уровне первых и даже вторых лиц. Пока откликнулись лишь политологи да чиновники средней руки. Зато реакция Запад не заставила себя долго ждать. Речь российского президента западные СМИ тут же окрестили «грозной», «ошеломляющей» и «воинственной». А американский телеканал ABC вынес свой приговор: «Добро пожаловать в гонку вооружений XXI века!».
Но, напомним, гонка вооружений – это изобретение Запада, пусть он и дальше ею тешится. У нас – свой, особый путь. Им мы и пойдем. Таким образом, все прогнозы относительно печальной участи России, оказавшейся под прессом западных санкций, теряют смысл.
Развенчан миф о военном всесилии США. Приближение сил НАТО к границам России требует огромных затрат, но, по сути, это стало бессмысленным. Однако Запад, по всей видимости, трактует слова российского президента так, как ему выгодно. После того как речь Владимира Путина перед Федеральным собранием РФ обсудили президенты США Дональд Трамп и Франции Эммануэль Макрон, а также канцлер ФРГ Ангела Меркель, то в Белом доме бесхитростно объявили: лидеры «обменялись серьезной обеспокоенностью» относительно выступления Путина. А НАТО прокомментировала слова Владимира Путина даже более чем странно: по мнению официального представителя альянса Оаны Лунгеску, угрозы в адрес стран альянса неприемлемы и контрпродуктивны, так как система противоракетной обороны НАТО не направлена против России.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что всю эту обеспокоенность Меркель и Трампа речью президента Путина необходимо назвать стандартным лицемерием.
«Можно вспомнить, что ни Германия, ни другие страны Запада не высказывали свою обеспокоенность после того, как Вашингтон вышел из ключевого соглашения по ПРО», — сказал Федоров. И констатировал: «… сейчас, когда Россия заявила, что нашла меры по противодействию этой политике США, страны Запада сразу объявили о своей обеспокоенности. Это на практике является двуличной политикой».
Что же дальше? И здесь начинается, пожалуй, самое любопытное. Корреспондент немецкой Welt обратил внимание на воодушевление, с которым встретил заявления Путина о новых вооружениях зал: он «проснулся и стоя аплодировал». Наверное, этот момент мог бы стать темой для осмысления западного истеблишмента, для которого чаемый раскол российской элиты является одним из ключевых направлений работы в последние годы. Правда, как показывает практика, уровень политической русистики на Западе упал до уровня «ниже плинтуса», так что вряд ли такое осмысление произойдет…
Думаю, единственно разумный вариант выхода из ситуации – это прекращение эскалации (конфронтации) и начало переговорного процесса с участием, прежде всего, стран «ядерного клуба», НАТО, ОДКБ, Китая, России и т.д.
Сегодня вполне очевидно, что цель демонстрации боевой мощи нашей страны – в очередной раз предложить переговоры о новом справедливом миропорядке, обеспечить спокойствие и безопасность для граждан России и союзных ей государств.
Чтобы страна могла сосредоточиться на прорыве для благополучия простого человека…
«Предлагаю развернуть масштабную программу пространственного развития России, включая развитие городов и других населенных пунктов, и как минимум удвоить расходы на эти цели в предстоящие шесть лет», — так теперь выглядит перспективная повестка внутренней политики, поиск которой шел на протяжении последних лет. Логика такого решения совершенно очевидна: освоение территории самой большой страны в мире не может ограничиваться несколькими точками — столицей и городами-миллионниками.
Послание Путина Федеральному собранию – это программа развития России до 2025 г. Это план действий. Это о будущем страны. Рост благополучия – главная цель работы всей страны на ближайшие годы.
К 2025 г. ВВП на душу населения должен вырасти в полтора раза. Откуда возьмутся деньги? Страна должна сделать такой технологический рывок, чтобы темпы роста российской экономики были на 2% выше общемировых. «Дело в том, что скорость технологических изменений стремительна. Те, кто используют эту технологическую волну, вырвется вперед. Остальных захлестнет», – предупредил Владимир Путин.
Россия должна стать другой – инновационной и высокотехнологичной. От этого зависит не только благосостояние граждан страны, но и ее суверенитет. Но прежде надо победить бедность. За неполных семь лет число нуждающихся россиян должно снизиться вдвое. И еще: важно не провалиться в демографическую яму. Она, по словам Путина, может стать реальной преградой для экономического роста. Поможет материнский капитал, выплаты новорожденным и льготная ипотека. Государство сделает все, чтобы каждая российская семья могла бы улучшать свои жилищные условия не реже, чем каждые 10 лет.
Но для того, чтобы идея пространственного освоения страны стала одним из главных пунктов президентского послания, потребовался немалый путь. За ключевым тезисом внутриполитической части послания Путина стоит захватывающий интеллектуальный сюжет, начало которого просматривается еще в советских годах. Таким образом, послание Путина и стало долгожданным ответом на вызов пространственного развития, точнее, одной из версий этого ответа, как представляется, адекватной самой природе пространства России, о чем, собственно, мечтали лучшие умы, начиная с петровских времен.
Очень хотелось бы услышать ответы на многие из поставленных здесь вопросов и от остальных кандидатов в президенты России, понять видение ими стоящих перед страной проблем. Но, честно говоря, их избирательная кампания производит унылое впечатление…
Что же наши либералы? Телеканал «Дождь» заявил в новостях: «Потерпите немного. Скоро это триколорное безумие закончится». «Новая газета» повторила информацию радиостанции «Эхо Москвы» о попытках искусственно увеличить количество присутствующих на митинге. Ссылались на «Эхо» и многие другие издания.
Передача «Эха» из серии «Будем наблюдать» шла по привычной колее. Звучали такие фразы (подаются в оригинале): «Спросите, пожалуйста, о послании президента: какие перспективы у такого пугания войной? Может Путин развязать ядерную войну?» «Мультики Путина…», «… это заявление Путина подтвердило то, о чем, в том числе, в нашей студии говорили американские послы — и Теффт и Хантсман, — что Россия ведет разработку ракет, которые выходят за рамки соглашений о ракетах средней и меньшей дальности и стратегического наступательного вооружения. Ну вот президент так и сказал, собственно. Обошли договор…», «Я все думал, какой же он предпримет ход, чтобы вокруг себя сплотить свой ядреный электорат после Крыма? Что можно сделать круче Крыма? Круче Крыму можно сделать ядерную войну…», «То есть теперича все, кто за Путина, те за ядрён войну?».
Такой вот «содержательный», «патриотический» получился разговор при нашей-то «несвободе слова», и я соглашаюсь с пассажем, который изложил в материале с провокационным названием «Путину нужно современное оружие, а не современная Россия» один из бывших «наших», Леонид Бершидский (Bloomberg, США): «Маргарита Симоньян, глава пропагандистского канала RT, написала в Твиттере: «Если бы президент США озвучил такое послание, его поддержало бы 99,9 прц населения и уж точно поголовно весь истеблишмент. А у нас в комментах полно нытья и возмущения — на хрена нам это оружие, что за агрессивное послание и проч. Да валите уже, в самом деле».
Точнее, я согласен с Маргаритой Симоньян, и потому не стал особо загрязнять текст цитатами «из оппозиции». Большей частью сегодня эти «короеды» подвизаются в заграничных СМИ, и нередко обитают тоже за пределами России. Особенно много развелось их на Украине.
Кстати, в Киеве «заметили» Послание Владимира Путина, но стараются держать хвост пистолетом и по-прежнему называют себя форпостом и спасителями Европы от «российской агрессии». Но никакие «Джавелины» им теперь не помогут, им вообще уже никто и ничто не поможет… А думать они могут, как говорят в Одессе, «только в свой карман», полностью опровергая тезис З. Бжезинского о том, что без Украины Россия не сможет стать империей.
Сегодня и Бжезинский с его «Великой шахматной доской» тоже устарел. И когда на митинге Владимир Путин обратился к многолюдному собранию со словами: «Но если мы это сделаем, то ближайшее десятилетие, весь XXI век пройдет под знаком наших ярких побед. Мы сделаем это!», — то мне вдруг вспомнился один характерный для российской истории эпизод. О нем в далеком уже 2005 г. рассказала в интервью газете «Русское слово», издающейся в Праге, Наталия Нарочницкая, доктор исторических наук, тогда — заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ: «Канцлер Безбородко, екатерининский глава внешнеполитического ведомства, принимая на работу молодых дворян, говаривал: «Не знаю, батенька, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе не стреляла»».
И подумалось о схожести российских эпох… Далее «Русское слово» как бы в развитие этой темы заметило: «В западной политологии часто встречается тезис о том, что у России нет резервов для восстановления влияния на европейском пространстве, разве что путем шантажа энергоносителями…» Наталия Алексеевна с несвойственной для нее резкостью мгновенно парировала этот типично западный выпад: «Чепуха, как это у России нет резервов? В конце концов, Россия – ядерная держава и при наличии сильной государственной воли возможно многое». И кто оказался прав?