Помимо выборов, 9 сентября пройдет всероссийская акция протеста против повышения пенсионного возраста, которую организует Алексей Навальный и его сторонники. О том, как пройдут митинги, и что будет с недовольством относительно проведения пенсионной реформы, мы поговорили с политологом Андреем Колядиным.
— Удастся ли Навальному превзойти показатели акций КПРФ, или тема пенсионной реформы не найдет среди его сторонников такого отклика?
— Мне кажется, что не удастся. Во-первых, у Навального совершенно другая аудитория — молодежная. Он и ориентировал себя на будущее, как будущий политик, как человек, который собирает вокруг себя аудиторию наиболее активную, которая проявит себя после 2024 года. По моему мнению, он ориентировал себя на таких людей для того, чтобы объединить их вокруг себя к моменту, когда Путин в силу понятных причин уступит место своему преемнику.
Проблемы пенсионной реформы в основном касаются людей более-менее возрастных, а в этой аудитории Навальный не пользуется серьезной популярностью.
Я думаю, что это снизит его влияние на общественные процессы.
Более того, все-таки коммунисты — это единственная партия, обладающая понятной, вменяемой и близкой многим идеологией. Что бы не говорили о коммунистах, все-таки их идеологическая база близка и привлекательна многим. Хлеб — голодным, заводы — рабочим, мир — воюющим, земля — крестьянам и т.д. Это всегда привлекало более широкую аудиторию, чем люди, которые просто заботятся о своей пенсии. Коммунисты аккумулировали вокруг себя и тех людей, которые заботятся о своей пенсии, и тех, кто просто политически активен, и тех, кто поддерживает идеологические устремления самых различных коммунистических течений.
Что касается Навального, я думаю, конечно, же выйдут его поклонники, выйдут его сторонники, молодые люди, но вот то, что он сумеет собрать в протестную среду и взрослых людей, у меня есть некоторые сомнения.
— Что, по вашему мнению, будет с протестом против пенсионной реформы? Социологи ВЦИОМ сообщили, что после обращения Путина число граждан, готовых протестовать по этой теме, стало меньше. Стоит ли ждать постепенного угасания протестного потенциала?
— Я считаю, что Путин, конечно же, снял общий накал, который был в обществе по поводу пенсионной реформы, но мы понимаем, что пенсионная реформа — это не блажь, это страх людей потерять единственный источник существования в старости, его никакими словами не заменишь.
По сути своей, необходимо было бы несколько ярких выступлений Путина и несколько лидеров общественного мнения, которые бы раз за разом снимали бы напряженность, которая периодически будет возрастать. Тем более, что оппозиционные партии никуда с повестки не ушли, они не перестали опираться на пенсионную реформу в желаниях привлечь на свою сторону электорат.
Если посмотреть последние митинги начала сентября, то коммунисты напрямую перешли с экономических к политическим требованиям — к отставке правительства, к уходу президента и т.д. Например, тот же самый Рашкин говорил об этом с трибуны совершенно открыто. Поэтому оппоненты власти как парламентские, так и непарламентские все равно будут держать флаг с пенсионной реформой высоко над головой и выходить к людям с этим флагом.
Соответственно, общий накал, конечно, снизился, но до принятия пенсионной реформы и какое-то время после нее все равно будет сохраняться напряженность, и протесты никуда не уйдут, тем более, что протесты связаны не только с пенсионной реформой, они связаны так же с ростом цен на бензин, ростом налогообложения, снижением уровня жизни и увеличением количества безработных. Все это в совокупности будет сохраняться, с этим придется работать.
Более того, в момент, когда начнется негласная передача полномочий от президента к преемнику, когда появится преемник, то начнутся внутренние тектонические движения, которые инициируют, скажем так, второй уровень наших потенциальных и действующих олигархов, которые не являются основными владельцами ресурсов в нашей стране. У нас ресурсами обладают 10-15 человек из политического класса, и собственностью, и властными ресурсами, и финансовыми ресурсами, они все-таки аккумулированы достаточно кучно. Существует изрядный пласт богатых, известных, обладающих финансовыми возможностями, а иногда и вооруженными армиями людей, которые хотели бы принять участие в переделе собственности.
Я думаю, что в тот момент, когда президент, держащий сейчас все в жестких руках, будет передавать свою власть человеку новому, возможно, не менее талантливому, но в любом случае на первом этапе он будет проигрывать Путину из-за его влияния на общество, на силовиков и на все остальное. В этот момент начнутся всякие броуновские движения, тектонические сдвиги с возможной политической турбулентностью, и этот момент тоже принесет определенный раздор в общество и, скажем так, плеснет в протестную активность изрядную долю горючего. Поэтому я не ожидаю, что общество в ближайшее время успокоится, я думаю, что протестная активность будет только нарастать.
— Навальный неслучайно запланировал проведение акций протеста в день выборов, это попытка спровоцировать власть на жесткий ответ или он преследует какие-то другие цели?
— Навальный совершенно точно понимает, на что будет жесткий ответ, а на что будет нежесткий ответ. Если будут прямые нарушения закона, условно говоря, перекрытие каких-то улиц, попытки захвата правительственных учреждений или попытки выбить окна соседних домов, поломать лавочки, то, конечно же, будут достаточно жесткие действия правоохранительных органов.
Даже если митинги не санкционированы, опыт последних лет показывает, что крутят тех, кто достаточно активно себя проявляет, переходя определенные правила. Если люди ведут себя спокойно, то и правоохранительные органы тоже ведут себя спокойно, за исключением казаков. Был случай, когда они присоединились к правоохране и вели себя не совсем адекватно, но я надеюсь, что этих ошибок власть не будет повторять.
Что касается Навального, насколько он заинтересован в провокациях, если заинтересован, то в каких-то городах возможны жесткие сценарии развития событий. Если нет, то никаких жестких сценариев не будет. Выйдут, примут участие, до следующей встречи зачехлят флаги.