Да, поводов для недовольства у нас предостаточно. И у жителей хорошеющей Москвы, и у провинциалов – то наводнения, то пожары, а уж про местные дороги и говорить нечего…
Правда, красоты столицы и пригородов меркнут из-за пробок и штрафов на дорогах, обвешанных камерами фиксации. Особенно много их в Подмосковье – с начала года число выросло впятеро. Рывок обеспечили частники из «МВС Групп», установив 1011 стационарных и 200 передвижных комплексов фиксации. Золотое дно! Печалят безумные цены за парковку – платные расползлись по всей столице. Обескураживает дороговизна в магазинах, почти не осталось мелкой торговли. Провинциалы же с мизерными зарплатами, растущей безработицей нередко только и живут, что надеждой, когда Путин на «прямой линии» услышит их и что-то, даст Бог, изменится, как в сказке, поскольку свои начальники и силовики по-прежнему больше заняты делёжкой бюджета, грантов и обдиранием бизнеса.
Суть жалоб президенту почти не меняется из года в год, рост СМС-сообщений, звонков и видеообращений зашкаливает, а положение дел к лучшему меняется медленно.
Да и не всесилен президент. Его один священнослужитель даже лицемером и лжецом назвал в том смысле, что говорить-то он говорит, а реальных перемен кот наплакал – надо, чтобы все на местах работали как следует, без «ручного управления» с самого верху.
Это житейские наблюдения. Ещё хуже на душе, когда задумываешься о системных проблемах. Особенно если речь о молодёжи – ребята даже с высшим образованием, толковые, готовые мир перевернуть, маются, не находя себе применения. А конкурсы и школы молодых управленцев – они больше для телевизора.
В реальности же большими банками и даже всем сельским хозяйством, например, руководят люди, к земле имеющие косвенное отношение, зато чьи-то сыновья. Это сильно раздражает, и этим козыряют борцы за «честные выборы» и хулители мздоимцев, хотя у самих рыльце в пушку и выводят они людей на митинги за деньги, полученные из-за границы.
Недавно обсуждали всё это со старым товарищем – плакались друг другу в жилетку. Потом он ни с того ни с сего сказал: «А знаешь, я вот встречался с однокурсницей, она из Италии приехала. Удивила!..»
Оказалось, однокурсница уже тридцать лет живёт в Италии, выйдя замуж за хорошего человека. Гражданство получила, обустроилась с мужем на острове Сицилия, навещая родные пенаты лишь пару раз в год. А тут выдала секрет: они намерены уже скоро переехать в РФ на ПМЖ. И это не одну её на родину потянуло, решение горячо приветствует муж, который по-русски разве что пару слов связать может.
«Вот те раз!» – удивился я. Только что обличали нашу российскую действительность, неспособность властей перейти от слов к делу и наконец заняться не только «внешним контуром» и ВКС, но и вечными нашими заботами. Судебной реформой, приструнением силовиков разных ведомств, загибающимся авиапромом, разрухой на селе, прекращением продажи леса за гроши и т.д. и т.п. (сами всё знаете). Куда ж эти безумные итальянцы едут?!
Однокурсница (имён пары не привожу – не хотят светиться) поведала товарищу, что причин переехать набралось много. Мигранты, которые наводнили Сицилию и континентальную часть Италии – только одна из них и не главная. Перечень за переезд у пары внушителен. Например, мусор – им обрастают итальянские города и городки. Изменились отношения между людьми – много раздражительности, беспричинной злобности, скуки. Особенно поразил сицилийца поход в московскую поликлинику. Его обследовали, всё простучали-прослушали на современнейшем оборудовании, дали полезные советы. Мало того что качественно, но и недорого – в Италии обошлось бы раз в шесть дороже! Я думаю, тут итальянцу здорово повезло, поликлиники наши далеко не все радуют, а если обратиться, скажем, в частный стоматологический центр Москвы, можно запросто разориться. Но, выходит, в Италии ещё хуже. Как, например, и в ЖКХ – итальянцы считают, что эта сфера работает у нас превосходно, хоть мы привыкли на неё пенять.
Я напомнил товарищу, что в «ЛГ» недавно печатали заметки об «исчезающей Италии» писательницы Маринеллы Мондаини, давно живущей с русским мужем и дочкой в Москве. Он отправил ссылку на статью однокурснице, та вскоре отозвалась:
«Видишь, я ничего не придумываю и не сгущаю. Старой Европы уже нет и не будет. Кто успел увидеть, тому повезло».
Я переправил реплику Маринелле, которая как раз гостила у сестры в Римини. Та ответила: «Да, хорошо, что статья понравилась и получила единомышленников. Вот так, они перебираются в Россию, правильно, я знаю много других итальянцев, которые хотели бы того же, но не могут – не знают языка, в России никого нет».
За всем этим – простые вещи, которых мы и не замечаем, но ведь они много значат.
Накануне разговора с товарищем я вернулся из Крыма, где пробыл три дня в Ялте – первый раз не быстрым аллюром после 2013 года. Да, ещё многое надо там улучшать, но, например, Массандровский пляж в Ялте поразил, хотя я видел немало замечательных приморских бульваров, и не только в Европе. Ещё шесть лет назад набережная представляла собой грязный и разбитый тротуар у моря, окутанный шашлычным дымом. Теперь чистота, на гальке ни одного окурка, разные виды услуг, улыбчивое обслуживание, «морской патруль» – вежливые ребята на самодвижущихся колёсиках, озонирование-охлаждение воздуха распылением воды над крытой пляжной зоной плюс «кофе к лежаку». Что-то пока дороговато, но всё «как в Европах» и лучше… По дороге в аэропорт Симферополя (просто великолепный!), когда возвращался домой, разговорился с водителем такси. Он был «проукраински» настроен, костерил «захват» Крыма, признавая, правда, что никого на референдум не гнали «под дулами» автоматов, говорил о несменяемости власти в Кремле и Крыму, а вот на Украине-де избрали молодого Зеленского. Многим попрекал Москву и Путина. А на прощание произнёс: «М-да… С приходом России всё тут меняется. Небо и земля. Никуда не уеду».
Не хочу, чтобы создалось впечатление, будто я сам себя и читателей уговариваю, мол, всё у нас, ребята, хорошо и будет ещё лучше, что важнее всего стабильность, что власти всё делают правильно и людям во благо, а мы, неблагодарные, ничего не замечаем и только требуем. Никого я не уговариваю.
Просто призываю всех нас быть ответственными и ясно понимать, от чего хотим отказаться и к чему двигаться, чтобы снова не наломать дров и не выплеснуть с грязной водой ребёнка.
К власти, как всем известно, много претензий, о чём писал в начале статьи, но и оппозиция – всякая, а не только выталкиваемая на митинги умельцами из-за океана, – подчас не задумывается, о чём говорит, к чему призывает и чего хочет, кроме власти.
Вот есть, к примеру, «матёрый оппозиционер» В.В. Жириновский. В конце июля, когда в Сибири и на Дальнем Востоке люди боролись с пожарами и наводнениями, этот известный правдоруб в эфире телеканала «Россия-24» советовал молодёжи уезжать оттуда в комфортные и равнинные края, ведь Россия большая. И ведущая, как попка-попугай, головой кивала лидеру ЛДПР в знак согласия. Это что? Вместо призыва разумно обустраивать «землю нашенскую», добиваться роста народонаселения, человек, считающий себя опытным и мудрым политиком, зовёт молодых, сильных людей драпать со своей родины туда, где не каплет и не горит. Можно ли сморозить бóльшую глупость?
Мне понятно, почему итальянские или другие европейские пенсионеры и непенсионеры хотят переехать к нам, увидев в России не только возможность в стабильной обстановке встречать старость, но и шансы самореализоваться и жить в нормальной духовной атмосфере, а не при доставшей их «толерантности», когда попираются все человеческие нормы. Труднее понять, почему свои «борцы с режимом» разного калибра и разной масти вместо того, чтобы предлагать что-то конструктивное и без пустозвонства настойчиво работать, зовут к топору? Ещё труднее уразуметь, почему власти неохотно, нерасторопно или топорно решают проблемы, которые сверхочевидны и годами вызывают изжогу у граждан. Непонятно и то, почему чиновники плохо слышат даже своего президента.
Скоро единый день голосования – в Москве, в других местах. Не надо делать вид, что нас это не касается. И стоит голосовать не сердцем, а умом, по всей строгости спрашивая потом с избранников. Если снова наделаем глупостей и будем двигаться вперёд только на словах, никакие итальянцы к нам не приедут. А свои станут сбегать в чужие края ещё активнее.