Американский адмирал Чарльз Ричард, отвечающий в Пентагоне за стратегические бомбардировщики и ядерные ракеты, неожиданно порадовал россиян хорошей новостью. Оказывается, все последние 30 лет нам никакая ядерная война не угрожала. По крайней мере, в планах США не было ядерной войны с Россией. Об этом адмирал написал в своей статье для журнала ВМС США «Proceedings».
Спасибо, конечно, но, согласитесь, адмирал поступили не по-джентльменски. Вот если бы он сказал нам об этом лет 20 назад или хотя бы 10, ему можно было бы сказать спасибо. Мы бы тогда смогли пустить оборонные деньги на масло вместо пушек. А так-то, выходит, он опоздал.
К тому же радость от адмиральских откровений оказалась недолгой. Он в той же статье объявил, что мирным планам пришел конец, и теперь война между нами — на пороге. «Существует реальная возможность того, что региональный кризис с Россией или Китаем может быстро перерасти в конфликт с использованием ядерного оружия», — цитирует РИА статью генерала.
Как не вспомнить тут нетленный афоризм Виктора Степановича Черномырдина: «никогда такого не было, и вот опять». Ну, или, другими словами, из огня да в полымя.
Адмирал, конечно, соврал, когда написал, что со времен распада СССР в 1991 году Пентагону не приходилось рассматривать вероятность прямого военного столкновения с ядерной державой, конкретно – с Россией. И доказывать ничего не нужно. Достаточно вспомнить те шаги, которые США предприняли, чтобы победить Россию в будущей ядерной войне.
В 2002 году, при президенте США Джордже Буше младшем Соединенные Штаты вышли из заключенного в годы разрядки между СССР и США Договора о противоракетной обороне (ПРО). Он мешал им создавать глобальную систему ПРО. Такая система нужна, чтобы первому нанести ядерный удар, а ответные российские ракеты и боеголовки сбить своей ПРО. И оказаться в выигрыше. После выхода США из этого Договора их радары и базы противоракет появились, например, в Румынии, Польше, Японии…
В 2019 году президент США Дональд Трамп разорвал подписанный еще Горбачевым и Рейганом Договор о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности. Теперь такие ракеты могут появиться вблизи наших границ на Дальнем Востоке или в Европе. Тоже, наверное, не для красоты.
Или, может, Трамп мечтал о безъядерном мире с Россией, когда заявлял, что последний Договор в области стратегических вооружений СНВ-3 Штатам не нужен, и продлевать его не надо? Наверняка, нет. Напротив, он, вероятно, был убежден, что США, благодаря экономической мощи, смогут наклепать ядерных ракет больше, чем Россия, а потому выйдут победителями в ядерной заварухе.
Президент Трамп, конечно, был еще тот баламут. Поэтому когда новый хозяин Белого дома Джозеф Байден сказал, что СНВ-3 будет продлен, многие в России вздохнули с облегчением. Появилась надежда на победу здравомыслия. На то, что войны не будет – ни ядерной, ни обычной. Так же, как и гонки ядерных вооружений.
Ведь смогли же политики наших стран в 70-е годы как-то осознать, что смысла в гонке вооружений нет. У СССР и США было тогда по 30 тыс. ядерных зарядов. Достаточно, чтобы уничтожить десять раз все живое на земле. Зачем уничтожать десять раз, если одного вполне достаточно? Тогда и начали резать ядерные арсеналы. Сейчас у США и России примерно по 4 тысячи ядерных зарядов. Этого вполне хватает, чтобы сдерживать друг друга от необдуманных поступков.
Появилась надежда, что в окружении Байдена это тоже поймут. Расслабились. Не тут-то было. Стратег Чарльз Ричард внес ясность: противостояние продолжается. И чем оно закончится – один бог знает.