Американская атомная подводная лодка-охотник типа Virginia была обнаружена российскими противолодочными силами в территориальных водах РФ 12 февраля 2022 года в 10:40 мск около острова Курильской гряды Уруп.
На требования немедленно всплыть подлодка не реагировала.
После чего экипаж фрегата «Маршал Шапошников» применил некие «специальные средства». «Средства» возымели действие. Американцы использовали «самоходный имитатор подводной лодки» и с максимальной скоростью покинули территориальные воды России.
Мы попросили прокомментировать этот инцидент бывшего командира тяжелого подводного ракетного крейсера Андрея Жиделева.
— Во-первых, даже в эпоху интернета о таких инцидентах до нас доходит от силы пять, максимум десять процентов всей информации, иногда противоречивой, — убежден подводник.
— Пока ясно одно — американская подлодка вторглась в российские воды, и её обнаружили. Гости убрались восвояси. Жертв и повреждений нет. Уже хорошо. Вообще-то мы, военные, — люди приказа, а это значит, что без указания сверху командир субмарины на такое никогда бы не осмелился, ошибки исключаются. Значит, был приказ проверить наш флот в Тихом океане. Проверили.
«СП»: — Этот эпизод случайность или закономерность?
— Как мы сейчас видим, эпоха холодной войны на море не закончилась. Американские субмарины всегда патрулировали морские акватории в полигонах боевой подготовки нашего флота, а за подводными крейсерами стратегического назначения пытались вести скрытое слежение. Это есть боевая подготовка, которая проходит в рамках соблюдения положений международного морского права.
А сейчас грубое нарушение, которое рассчитано явно на широкий международный резонанс. И это на фоне ежедневных заявлений президента США о русском вторжении на Украину.
История повторяется — в сентябре 1855 года, во время Крымской войны, англосаксы присутствовали на Тихом океане, захватили этот самый остров Уруп и удерживали его до конца войны, возвратив лишь по итогам Парижского мира в 1856 году.
«СП»: — А можно было вытеснить лодку из территориальных вод, не нанося ей ущерба? Можно было сделать ней нечто подобное операции «Навал», как это делали наши надводные корабли?
— Надводный и подводный флот — две большие разницы. Лодка под водой может маневрировать — менять направление движения и глубину погружения. Столкнуться с ней можно только случайно. Хотя такие случаи в истории подводного флота были.
Происходило и не раз тогда, когда американцы начинали играть с нами в подводные кошки-мышки. Как правило, все заканчивалось незначительными повреждениями. И еще под водой нужно понимать простую и страшную вещь: если ты пойдешь на таран атомной субмарины, то неизвестно, кто в итоге пострадает больше — ты или твой противник. Риск запредельный. Ты можешь погубить и лодку, и экипаж.
Ну, а в данном инциденте можно констатировать грамотное взаимодействие противолодочных сил флота Тихого океана.
Надо отметить, что американские командиры далеко не лыком шиты, имеют отличную подготовку и оклады, сопоставимые с зарплатой президента. Фуражками их не закидаешь. Тем ценнее действия сил ПЛО флота, около 3-х часов поддерживали контакт с подводным супостатом.
Респект и уважение противолодочникам ТОФа.
«СП»: — А в случае с «Курском» не было столкновения?
— Я думаю, нет. Это какой же должен быть удар, чтоб разрушить прочный корпус субмарины, потом два торпедных аппарата, сопоставимых по прочности корпусу (так конструктивно устроен торпедный отсек). Представьте, что две «сигары» диаметром 9 метров врезаются друг в друга, разрушения одной будут сопоставимы с ущербом на другой ПЛ. Да и «Курск» во время первого взрыва был на перескопной глубине, а значит, супостат бы выскочил на поверхность на виду почти всего Северного флота. Согласно выводам государственной комиссии, произошел взрыв торпеды в торпедном аппарате.
«СП»: — А как, по-вашему, можно все-таки пресечь подобные провокации?
— Я думаю, надо отвечать адекватно. И еще более дерзко.
«СП»: — Насколько велик шанс ядерного конфликта?
— Во-первых, никто не жаждет стать ядерной пылью — победителей не будет.
Во-вторых, никто не хочет личного участия в этом кошмаре. Для наших оппонентов было бы идеально, чтобы Украина сцепилась с Россией, и два славянских народа стали бы яростно гасить друг друга. А они бы сидели, как в Колизее, и с удовольствием наблюдали бы за этим взаимным истреблением братьев по крови. Такого подарка им делать тоже нельзя…
Но готовность должна быть.
Сейчас в Черном море сконцентрирован беспрецедентный ударный корабельный кулак — крейсера «Варяг» и «Москва», фрегаты «Маршал Устинов», «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен», пятнадцать (!) больших десантных кораблей. Также вдогон атлантической группировке Балтийский флот «вытолкнул» еще два корвета, которые тоже пошли на юг — к Гибралтару.
Тот же крейсер «Москва» несет на борту систему ПВО С-300Ф. Дальность -100 километров. Боекомплект -150 ракет. На каждом фрегате — знаменитая теперь на весь мир установка «Калибр» (суммарно более 50 ракет).
По мнению экспертов, ПВО крейсеров способны полностью лишить противника возможности использовать против них авиацию, артиллерия способна погасить все очаги сопротивления на берегу, а «Калибры» «обнулят» возможность применения каких либо противокорабельных систем. А морпехов с больших десантных кораблей можно высадить поротно прямо на одесских пляжах.
Непохоже все это на заурядные учения. Да и нерационально гнать корабли за десятки тысяч миль из одного флота в другой, чтоб поучиться какому-нибудь «боевому слаживанию».
Так что на Черном море явно не учения проходят. Это либо акция запугивания, либо концентрация сил перед решительным ударом. Но, как показал Казахстан, акции запугивания — тем более кратковременные — в современном мире никого не пугают. И даже не вразумляют.
Вон американцы весь 7-й флот к берегам Северной Кореи подгоняли — и что толку? Железный кореец сравнил Трампа с «брехливой дворнягой, которая тявкает даже во сне». Вот и весь результат.
Такие «потрясения пустоты» с любыми ракета и авианосцами уже через неделю превращаются в политический пшик.
Корабли постоят — и уйдут. Морпехи и десантники вернутся в казармы. Украинцы сначала перекрестятся, потом переведут дух и немного погодя с новой силой возьмутся за старое.
А в России по всем законам геополитики произойдет потеря лица — и российской армии, и российской власти. Армия приобретет в глазах соседей тот же имидж, какой зачастую имеют культуристы в глазах боксеров: мышц — гора, а ударить не может.
И если культуристы просто зачастую не умеют «нормально вдарить», армия-то как раз умеет. Только она без приказа не бьет. А приказа нет. А раз духа нет, что с вами вообще разговаривать? «Кто ты такой? — Давай, до свидания!»
У кавказцев есть поговорка: «Достал кинжал — бей!» А если нет духу ударить, тебя самого нанизают на шампур по самые помидоры. То же самое в геополитике.