Рыбные маршруты в нашей стране неисповедимы. РЖД рапортует о рекордных перевозках морепродуктов, причем, по большей части — вглубь России. Да и импорт морских деликатесов резко вырос. Все это, вроде бы, очень кстати, поскольку доктора настоятельно рекомендуют питаться рыбой переболевшим ковидом — это помогает организму восстановиться, да и вообще способствует здоровому образу жизни.
Однако очереди возле рыбных прилавков не скапливаются. А рыбопромышленники дают разной степени мрачности, но одинаковой направленности прогнозы: при всех рекордах рыбного промысла, по нынешним ценам и при нынешних доходах — рыбка будет доступна только для «золотой» части россиян.
Так, РЖД сообщает, в январе 2022 года перевозку тихоокеанских морепродуктов из Приморского края увеличилась в 2 раза. Причем, основной объем рыбной продукции в январе отгружен в адрес грузополучателей Московской области (19 тыс. тонн), Урала (6 тыс. тонн) и Сибири (6,6 тыс. тонн).
И вообще вылов рыбы в РФ в 2021 году вырос до 5,05 миллиона тонн и превысил рекорд 2018 года.
К этому плюсуется резко выросший импорт морских деликатесов в Россию. В 2021 году импорт рыбы и морепродуктов составил около 516,47 тыс. тонн, это почти на 20% выше аналогичного периода прошлого года — сообщили «Известия» со ссылкой на данные Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ).
Прирост импорта образовался, в основном, за счет омаров, лангустов, устриц, осьминогов, крабов и прочих каракатиц. Понятно, что эти деликатесы далеко не для каждого российского стола.
«В целом потребление рыбы в России снижается из-за падения реальных доходов населения», — признал президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Однако, по его мнению, хорошие перспективы в нашей стране у креветки — топового продукта для ресторанов.
«Блюда из нее есть в меню практически любого общепита, даже в сетевых фаст-фудах. Кроме того, блюда из креветки укрепились и в обычном рационе россиян, что привело к росту спроса на нее в рознице. Помимо того, пандемия усилила тренд на здоровое питание, в частности, это выбор продуктов, богатых витамином D и омега-3», — добавил оптимизма рыбопромышленник Зверев.
— Рестораны уже пострадали, особенно работающие в среднем сегменте. Более-менее неплохо себя чувствует только «элитка». Произойдет изменение потребления в сторону более дешевой продукции. Грубо говоря, даже «зожники» начнут меньше заказывать креветки — и в ресторанах, и на дом — многие перейдут на курицу, — считает президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев:
— Доступность рыбы и морепродуктов сейчас широчайшая — они есть во всех магазинах. Но идет подорожание всего и вся. Причем, безумное подорожание на всех рынках. Это касается не только морепродуктов, а всех продуктов. И этот тренд на подорожание дает вот такой печальный результат, резко снижая возможность населения страны покупать, в частности, рыбу и морепродукты. Покупательная способность населения снижается, а если доходы не успевают за ростом цен, то люди начинают пересматривать свое потребление. А морепродукты не относятся к товарам первой необходимости, поэтому многие вычеркивают их из своего рациона.
«СП»: — Хотя врачи настоятельно рекомендуют потребление рыбы и морепродуктов переболевшим коронавирусом…
— До и после коронавируса — да, желательно есть побольше жирной рыбы, поскольку эта болезнь повреждает сосуды, сердечная система страдает. Рыба и морепродукты с этой точки зрения являются очень полезными. Понятно, что сейчас это не просто осуществить. Но мы, со своей стороны, надеемся, что это ценовое безумие скоро закончится. Надо еще помнить, что мы работаем на открытом рынке. А это означает, что 70% нашей собственной, добытой рыбы идет на экспорт.
С другой стороны, мы достаточно много импортируем рыбы, в основном — морепродукты. И конечные цены напрямую связаны с курсом рубля. Когда у нас существует валютная нестабильность, курс то 80, то 74, это оказывает большое влияние на конечную цену. Как на рыбу собственного производства, так и на импортные рыбопродукты. При этом, опять же, большая часть того, что мы добываем, уходит на экспорт.
У производителя всегда есть выбор — продать всю рыбу за границу или внутри рынка, и он сравнивает цену в иновалюте с ценами в рублях. Если рубль начинает слабеть, то он повышает цены.
«СП»: — Но это же не нормальная ситуация, когда в стране такие собственные рыбные запасы, но для большинства населения они недоступны или слишком труднодоступны…
— Да, ситуация, скажем так, не совсем корректная, потому что отечественная рыба, как ресурс, принадлежит гражданам нашей страны, и должна до них доходить либо в виде недорогого товара, который поможет им повышать качество своей жизни, либо через налоги, то есть косвенным способом доходить. А в случае с рыбой не происходит ни первого, ни второго. Есть такая проблема.
Рыбный рынок достаточно маленький, а у правительства просто руки не доходят его отрегулировать.
«СП»: — В 2012 году вы со своим компаньоном вроде как нашли способ установить «демократичные» цены на рыбопродукты. Процитирую: «Между нами и покупателем всегда стояли заслоном торговые сети. Мы говорили: у нас есть супердешевая рыба, а сети отвечали: нам эту рыбу продавать невыгодно. Хотелось попробовать торговать напрямую». Получилось?
— Да, нам удалось создать торговую сеть, которая славится недорогими ценами на рыбопродукты. Мы оставили всего одного посредника между производителем и конечным потребителем. Проект получился достаточно успешный, и при этом делает гораздо более доступными рыбу и морепродукты для широкого круга покупателей. Потому что ситуация такова, что у торговых сетей собственный кризис, и он носит управленческий характер. Это приводит к тому, что они не очень хорошо торгуют товарами, для которых требуется экспертиза. Они хорошо могут торговать товарами с длительным сроком хранения.
А вот товары с коротким сроком хранения или, так сказать, с отложенным качеством — здесь проблемы. В том числе, и структурные, особенно в части контроля безопасности товара — это этикетки, упаковка, маркировка
«СП»: — Вот, по этой же теме — громкая информация последних дней. Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в 2021 году забракована четверть объема рыбной продукции на прилавках региона. Причины, как раз те же: несоответствие технических регламентов по качеству, нарушения правил маркировки и фальсификация по весу товара долей глазури… С последним фокусом, грубо говоря, уже достали — бывает, в упаковке льда больше, чем рыбы! Когда закончатся эти переморозки с целью наживы?
— Тут все несколько иначе. У нас в стране рыба от основных прилавков находится далеко, соответственно, пока ее довезут до конечного потребителя, она пройдет несколько стадий после первой заморозки — хранение, неоднократные погрузи и разгрузки в различных температурных режимах. Если температурный режим в этих цепочках не соблюдается, то, хотя потери безопасности и не происходит, но теряется качество продукции. При условном нагреве появляется влага, меняется структура мяса, теряется качество продукта. И, кстати, чем дольше морозить рыбу, тем лучше она хранится. А переморозить ее невозможно.
Для рыбы опасна смена температурного режима: чем реже такое будет происходить, тем дольше сохранится качество. Вы обращали внимание на иней, которым покрыта рыба на прилавке в магазине? Это результат многократного открывания и закрывания дверцы покупателями и продавцами, что практически неизбежно.
«СП»: — Пусть рыба бесконечно долго может лежать в заморозке. Но производителям, перевозчикам и торговым сетям нужны обороты. А нынешние неподъемные для россиян цены снижают спрос на рыбу. Сколько потребуется времени, чтобы произошла соответствующая коррекция ценников?
— Все непроданное в стране уйдет на экспорт. Такова система. В закрытой системе схема простая: цены растут — спрос падает, спрос падает — цены падают, а при снижении цен — спрос растет. Но в нашей ситуации просто происходит увеличение экспорта и сокращение внутреннего потребления.