Мировые цены на сырьевые товары, включая нефть и газ, растут на новостях о проведении российской спецоперации в Донбассе. По мнению экспертов, многие ресурсы еще не достигли своего пика, и скоро они могут обновить исторические рекорды. При этом аналитики добавляют, что обострение геополитической обстановки на фоне низких запасов может привести к продолжению энергетического и сырьевого кризиса.
«Актуальные комментарии» собрали мнения экспертов о том, как текущее обострение ситуации на Украине повлияет на рынок энергоресурсов.
Так, Energy Voice считает, что наступление глобального энергетического кризиса, возможно после того, как вчера цены на нефть подскочили выше $100 за баррель. При этом издание обращает внимание, что Минфин США разрешил проводить сделки, связанные с энергоносителями, со Сбером, банком «Открытие», Совкомбанком и ВТБ до 24 июня, несмотря на то, что другие операции с этими финансовыми учреждениями невозможны.
«Полномасштабный военный конфликт между Россией и Западом маловероятен, но глубокая экономическая война практически неизбежна. Россия не может выиграть прямую экономическую войну, но у нее есть серьезное оружие — экспорт нефти и газа. Спрос на нефть и газ на Западе только растет, и, вероятно, развернется глобальный энергетический кризис», — заявил исполнительный директор энергетического консалтинга Rystad Energy Яранд Ристад.
Между тем основатель Vanda Insights в Сингапуре Вандана Хари заметила, что сейчас на энергетических рынках разворачивается худший сценарий.
«Ралли цен, возможно, только началось, так как полное влияние на мировые поставки нефти и газа еще предстоит увидеть и учесть. Цены могут продолжать расти при каждом неудачном повороте событий. Дверь к дипломатической деэскалации не закрыта плотно, но потребуются значительные усилия, чтобы снова ее открыть», — подчеркнула она.
По словам эксперта, инструменты и ресурсы для дальнейшего снижения дефицита мировых поставок нефти и газа крайне ограничены.
«Если Москва решит прекратить экспорт газа в Европу, у всех вместе взятых мировых производителей газа не будет свободных мощностей, чтобы закрыть эту брешь», — заявила Хари.
В Rystad Energy заявили, что эскалация российско-украинского кризиса немедленно ставит под угрозу поставки нефти до 1 млн баррелей. Аналитики прогнозируют, что стоимость нефти может вырасти примерно до $130 за баррель, а потребители почувствуют рост цен на бензоколонке и в своих счетах за электроэнергию.
«Полное прекращение экспорта газа из России маловероятно, но газ, проходящий через Украину, на которую приходится 8% поставок в Европу, находится под большим риском. Российский газ удовлетворяет 30% потребности стран ЕС, а другие потенциальные источники поставок недостаточно подготовлены для того, чтобы восполнить этот разрыв. Приостановка Германией газопровода „Северный поток — 2“ еще больше усложняет ситуацию и усиливает давление на континент в поисках других источников для замены этих объемов», — отметил Ристад.
В свою очередь Euronews сообщает, что рост цен на энергоносители и опасения из-за ситуации вокруг Украины заставляют европейских лидеров серьезно задуматься об энергетической безопасности, особенно об их многолетней зависимости от Москвы в отношении природного газа.
«Кризис показывает уязвимость Европы после многих лет ограниченного прогресса в завершении „энергетического союза“ — концепции 2015 года, позволяющей обеспечить доступный газ и электроэнергию через границы, диверсифицируя поставщиков и достигая климатических целей», — говорится в публикации.
Поскольку возобновляемые источники энергии, такие как солнце и ветер, медленно наращиваются, а уголь и другие ископаемые виды топлива постепенно выводятся из употребления, Европа по-прежнему нуждается в природном газе, и его экспорт зависит от России, отмечают журналисты.
Основная проблема заключается в том, что 27 стран ЕС сохраняют существенный контроль над энергетической политикой. Противоречивые правила и стандарты затрудняют транспортировку газа из системы одной страны в другую, даже если сеть для этого действительно существует. Энергетические компании, транспортирующие газ через границы, например, иногда взимают тарифы более одного или двух раз.
«К сожалению, энергетическая взаимосвязь в Европе — нерешенный вопрос. Именно в моменты кризиса мы видим необходимость в рыночной интеграции и достаточной инфраструктуре с точки зрения безопасности и закупок», — сказал бывший Европейский комиссар по вопросам энергетики Мигель Ариас Каньете.
Между тем New Civil Engineer предупреждает, что остановка сертификации газопровода «Северный поток — 2» повлияет на международные оптовые цены на газ, а это означает, что стоимость «голубого топлива», вероятно, вырастет даже в странах, которые не зависят от трубопровода.
«Цены на газ уже растут, а поскольку Германия остановила „Северный поток — 2“, газовый кризис, похоже, растянется на годы, а не месяцы», — говорит Джесс Ралстон из организации Energy and Climate Intelligence Unit.
CNBC тем временем пишет, что военная операция будет иметь далеко идущие последствия для мировой экономики, особенно учитывая роль России как второго по величине производителя природного газа в мире и одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира.
«В то время как западные правительства, вероятно, освободят энергетические сделки от санкций, шквал новых ограничений заставит многих трейдеров быть чрезвычайно осторожными в обращении с российскими баррелями. Транзит газа через Украину, вероятно, будет нарушен, что повлияет на поставки в несколько стран Центральной и Восточной Европы и повысит цены на газ на всем континенте», — говорят эксперты консалтинговой компании Eurasia Group.
В свою очередь аналитики Wood Mackenzie говорят, что Европа пока может удовлетворить спрос на газ и в настоящее время находится в лучшем положении, чем в начале зимы. Однако в долгосрочной перспективе ситуация остается неопределенной.
«В случае остановки российского экспорта странам ЕС пришлось бы тянуть за каждый рычаг в энергетической системе, чтобы не погас свет — сокращать потребление газа и консервировать атомные и угольные электростанции; максимизировать собственную добычу и импорт газа по трубопроводам; убедить азиатских покупателей использовать уголь и высвободить СПГ. Если весь российский газ будет отключен, у Европы не будет шансов справиться», — заявила газовый аналитик WoodMac Катерина Филиппенко.
По ее словам, если сегодня все потоки газа прекратятся, Европа вполне может справиться с ситуацией в краткосрочной перспективе, учитывая низкий летний спрос.
«Но в случае продолжительных сбоев запасы газа не смогут быть восстановлены в течение лета. Мы столкнемся с катастрофической ситуацией, когда запасы газа будут близки к нулю к следующей зиме. Цены будут заоблачными. Промышленность должна будет прекратить работу. Инфляция пойдет по спирали. Европейский энергетический кризис вполне может спровоцировать глобальную рецессию», — подчеркнула она.