Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и Джо Байден анонсировали новые санкции против России из-за военной операции в Донбассе. Оба политика назвали их «беспрецедентными», а сами ограничительные меры затронули физических лиц, госкомпании, банки и экспорт технологий.
Так, Великобритания ввела санкции против «Уралвагонзавода», «Ростеха», корпорации «Тактическое ракетное вооружение» и руководства ОАК, «Сибура», Промсвязьбанка и ВТБ. Кроме того, ограничения затронули «Аэрофлот» — теперь авиакомпания не сможет совершать полеты в страну.
«В дополнение к финансовым мерам и в полном согласии с Соединенными Штатами и ЕС мы введем новые торговые ограничения и строгий экспортный контроль, аналогичные тем, которые вводят в США. Мы представим новое законодательство, запрещающее экспорт всех товаров двойного назначения в Россию, включая ряд высокотехнологичного и критически важного технологического оборудования, и компонентов в таких секторах, как электроника, телекоммуникации и аэрокосмическая промышленность. Законодательство для реализации этого будет разработано в начале следующей недели», — объявил Джонсон.
Между тем американская администрация введет санкции против Сбербанка, ВТБ, банка «Открытие», Новикомбанка и Совкомбанка, а также 12 «дочек» «Открытия» и 22 «дочки» Совкомбанка. Помимо этого, теперь американцам запрещено покупать новые облигации ряда компаний.
Среди физических лиц в «черный список» попали спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, глава «Роснефти» Игорь Сечин, секретарь Совбеза Николай Патрушев и их дети.
«Актуальные комментарии» собрали мнения экспертов о влиянии новых западных санкции.
Так, программный директор РСМД Иван Тимофеев заметил, что США наносят достаточно серьёзный удар по банкам с резервом на дальнейшую эскалацию.
«В частности, в виде эскалации Сбер могут перевести из CAPTA в SDN. То же касается и других банков. Наращивание давления на энергетический сектор, хотя блокировок по нему заметных пока нет. Здесь тоже запас на эскалацию. Существенные экспортные ограничения по высоким технологиям. И здесь тоже есть простор для эскалации. Иными словами, удар вполне чувствительный, но на стол выложено далеко не все», — написал он в своем Telegram-канале.
Между тем экономист, профессор Высшей школы экономики Евгений Коган отметил, что новые санкции коснулись практически всей нашей жизни: финансового сектора, транспорта и технологий.
«Пока понятно одно: санкции не коснулись российских дочек иностранных банков. Во время выступления Байдена, где он анонсировал санкции — очередной горячий американский привет России, золото стремительно падало. Впрочем, как и нефть. Рынки приободрились. Ожидаемый страшный ужас-ужас оказался ужасом, но не настолько страшным, как многие ждали. Держателям валютных депозитов, по всей видимости, ничего не угрожает. Хотя бы по этому поводу можно не особо волноваться», — считает эксперт.
В свою очередь экономист Никита Кричевский подчеркнул, что санкции могут значительно усложнить туристические поездки.
«После того, как санкции наложены на все крупнейшие российские банки, вопрос о зарубежных транзакциях для наших туристов встанет со всей большевистской прямотой. Вариантов немного: либо позабытый нал (лимит провоза через таможню в $10 тыс. никто не отменял), либо карты филиалов иностранных банков. Сами „дочки“ в России, без сомнения, останутся, поскольку российская маржа существенно превышает „материнскую“. Отдельный вопрос с визами. Визы будут. Страны, что предложили обнулить всем российским гражданам „Шенген“, вряд ли можно отнести к европейским туристическим меккам. Тем не менее, проблемы вырисовываются, пусть они касаются нескольких процентов россиян», — пишет он.
По словам заместителя директора Института Европы РАН Владислава Белова, санкции приведут к гарантированному росту цен в Германии и Европе на все энергоносители.
«Немецкое бизнес-сообщество в РФ, осудив „российскую агрессию“ и выразив солидарность с Украиной, тем не менее сохранит своё присутствие в России и продолжит реализацию существующих инвестиционных проектов. Какая-то часть предпринимателей, в основном малых и средних, уйдёт из России. Эта тенденция обозначилась уже в прошлые годы и продолжилась в 2021 г. Деятельность российских инвесторов в ФРГ будет ещё более осложнена. Очевидно, может произойти существенное сокращение совместных мероприятий, намеченных на 2022 год, как в рамках перекрёстного Года Германии и России по экономике и устойчивому развитию, так и в других существующих форматах и сферах. Под вопросом — межведомственное взаимодействие, в том числе в энергетической сфере», — указал Белов.