Западные «демократии» в рамках так называемых «санкций» вознамерились провести самый настоящий грабёж — наложить свои загребущие лапы на имущество российских компаний. Честных лиц тоже, но это — отдельная тема. А вот средства и активы отечественных юрлиц, по сути, — национальное достояние. И кому конкретно они принадлежат уже детали. Тут мы как-нибудь сами разберёмся. А на выпад Запада можно и нужно ответить.
В России достаточно компаний, значительными долями которых владеют иностранные акционеры. Собственно, они в настоящей ситуации рискуют больше всего. Не потому, что русские такие плохие. А потому, что их правительства ведут себя неподобающим образом.
«Пугают арестом денег российских граждан и российских компаний за рубежом. Просто всех, без всяких санкций. Сплошняком. Типа назло. А вот на такое надо будет отвечать вполне симметрично. Арестом средств иностранцев и иностранных компаний в России по страновому принципу. Типа США, государств ЕС и ряда подпевающих стран англосаксонского мира, которые примут в этом участие. Благо опыт богатый, и закон есть у нас на эту тему. Строгий. Так что все интересное только начинается», — заявил зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев.
Начнём с «народного». Прежде всего, вспомним АвтоВАЗ — 66% капитала данной компании принадлежит Renault. Между прочим, не какой-то «частной лавочке», а почти что госкомпании, правительство Франции только де-юре имеет там 23% голосов на собрании акционеров. А де-факто — значительно больше. Отобрать завод в Тольятти у месье несложно, собственно, они им и так владеют на не очень-то законных основаниях.
Со сборочным производством на территории бывшего завода «Москвич» тоже, судя по всему, придётся распрощаться. Даже не надо поднимать уголовные дела по банкротству АЗЛК, которые, между прочим, до сих пор не закрыты. Просто вспомним, как французы заливались мартовскими лягушками, обещая наладить в России 100%-ю «локализацию» производства. Производить тут и двигатели, и трансмиссии, и всё прочее. Где оно? За невыполненные обещания придётся расплачиваться.
Из 48% акций «Сбербанка», находящихся в свободном обращении, всего около 4% приходится на российские компании, а также граждан РФ. Всё остальное принадлежит иностранцам, причём около половины из них — фирмы из особо «дружественной» нашей стране Великобритании. Непорядок! Равно как и то, что они получают дивиденды — только за 2020 год «нерезидентам» было перечислено около 425 млрд. рублей.
Как отнять? Да просто, как они, там и мы. «Симметрично». Не нужно даже вспоминать «лихие 90-е» и всякие нарушения, связанные с приватизацией банка. Да, таковых хватало, но не суть. Нужно быть проще.
В 2006 году французы из Societe Generale купили «Росбанк», сделка была одобрена на высшем уровне. То есть в Кремле. Правда, с рядом условий. Например, покупатели обязались расширять филиальную сеть, развивать современные банковские технологии (то есть внедрять у нас передовые иностранные методики), и так далее. Выполнены ли условия? Нет. Сеть сокращается, технологий нет и не предвидится. Наверное, кто-то за это должен ответить…
«Юникредит банк» и «Райффайзенбанк» к «народным» не относятся, с филиальной сетью как-то не очень. Да и не особо большие они, что уж тут сказать. Однако важен принцип. Но тут уж карты в руки нашему Центробанку, у которого иностранцы решили изъять зарубежные активы. Ведь не может быть, чтобы западные банкиры не нарушали российского законодательства…
Почти половина акций «Газпрома» — 49,77% — оформлена в виде так называемых «Американских депозитарных расписок» (American Depositary Receipt — ADR). Если по-простому: бумаги куплены иностранными банками, те выпустили некие производные ценные бумаги, которыми и торгуют на биржах. Покупатели, по сути, получают какую-то фикцию, филькину грамоту. Но это — их проблемы.
Около 300 млрд. рублей дивидендов только за 2020 год — как-то многовато. Да и вообще, газ отказываются покупать — вычёркиваем из числа акционеров. Ибо нечего. Такие совладельцы наших газовых запасов нам не нужны.
С «Роснефтью» стоит провернуть аналогичный сценарий. Да, за 2020 год дивиденды составили «всего» 73,5 млрд. рублей. Но тоже копейка. Неприятная. Плюс это люди и компании с какой-то радости владеют (через акции) месторождениями нефти.
Акционеры — это просто песня. 20% капитала компании принадлежит BP (British Petroleum). Зачем они нам? Быть может, вложили деньги в нашу экономику, построили тут современные НПЗ или иные производства? Нет такого. Только гадят, как и положено англичанкам. Не дело.
Впрочем, бритты, кажется, всё уже поняли — вчера ВР объявила о желании продать свои акции «Роснефти».
«Совет директоров BP (пришёл) к выводу после тщательного рассмотрения, что наше сотрудничество с „Роснефтью“, государственным предприятием, просто не может продолжаться. Совет директоров BP считает, что эти решения отвечают долгосрочным интересам всех наших акционеров», — заявил председатель совета директоров BP Хельге Лунд.
Быть может и успеют. Но не факт.
18,46% акций у эмирата Катар в лице компании QH Oil Investments. Эти зачем? Сабахи ибн Сабахи нам чем-то помогли? Вроде как тоже нет, плюс они — первые подпевалы американцев. Тоже никчёмные персонажи.
Плюс ещё 10−12% акций «Роснефти» у всякой шушеры: банков, инвесткомпаний и всяких прочих западных спекулянтов. Тут всё понятно — на выход.
«Вайт энд хиз фрэндс бикам овнерс оф биг алюминиум бизнес» (© Бачинский и Стеллавин). Да, «Русал» и «En+ Group». Контрольные пакеты акций у иностранцев, в советах директоров подавляющее большинство — американцы и англичане. Из России вывозится алюминий в чушках и прочая продукция низкого передела, природа загаживается, деньги тоже выводятся. Пора положить этому конец.
«Норильский никель»: около 38% акций непонятно у кого, в том числе в виде ADR. Через ряд структур совладельцем также является швейцарская трейдинговая компания Glencore и некие американские фонды. Об экологической катастрофе в Норильске известно всей России, но иностранным акционерам до неё нет дела. Непорядок!
Можно также пройтись и по остальным компаниям цветной металлургии — будет то же самое. И «нерезиденты», и грубые нарушения, и вывод капитала. Быть может, и что-то иное найдётся…
Что на самом деле творится в чёрной металлургии непонятно, однако учитывая то, что в деле Роман Абрамович и иные «олигархи», всё более-менее ясно. Российской собственности в целом по отрасли явно осталось немного. Вот свежие данные по владельцам Evraz Group, от 16 февраля 2022 года, можно полюбопытствовать. Понятно, что ничего не понятно.
Плюс интересная приписка — «Цифра может применяться акционерами для расчета своей доли в акционерном капитале компании для целей уведомления компании и управления по контролю финансовых рынков Великобритании в соответствии с требованиями по раскрытию информации (DTRs)». То есть подразумевается наличие большого количества иностранных акционеров.
Всё вышеперечисленное — только крупные российские активы, принадлежащие иностранцам. И далеко не все. Так, лишь те, что на слуху.
Но есть масса мелких, о которых никто не знает. Так, в городе Сычёвка (Смоленская область) некая американская компания купила вполне себе преуспевающий электродный завод. Между прочим, градообразующее предприятие! И тут же его закрыла. Уничтожила конкурента. Вредительство, никак не иначе. И таких случаев — масса.
В государственную собственность может вернуться если не половина нашей промышленности, то её значительная часть. Точнее, это должно случиться. Особенно учитывая то, что помимо иностранцев тот же Дмитрий Медведев пригрозил и «национализацией имущества тех лиц, которые имеют регистрацию в недружественных юрисдикциях». Тоже дело.
Но всё это — не более чем защита. Есть ли чем провести контрнаступление?
Тут сложней. Но варианты тоже имеются. В мире так много угнетённых и обездоленных, кто борется за независимость своей Родины или за что-нибудь ещё. Хоть за гражданские права пингвинов. И таким людям можно помочь. Пингвинам тоже. Денежкой небольшой, добрым советом, боеприпасами и прочими товарами повседневного спроса. Из чисто гуманитарных соображения. И не афишируя свою благотворительность — добрые дела не любят рекламы. А там всякое может случиться…
Ничего зазорного — очень распространённая практика, «просвещённые общечеловеки» так постоянно делают, и почему-то совсем этого не стесняются. Значит, и нам можно. Перенимать передовой мировой опыт, учиться «цивилизованным методам ведения бизьнеса». Глядишь, на Западе и поймут, за своих примут. А понимают там только силу.