Даже во время эпидемии страны Балтии верны русофобии

Даже во время эпидемии страны Балтии верны русофобии
Даже во время эпидемии страны Балтии верны русофобии

Страны Балтии переживают навалившийся кризис, связанный с эпидемией коронавируса COVID-19, крайне тяжело: количество заболевших и умерших непрерывно растёт, введенный режим карантина и закрытие границ пока не очень-то помогают. Казалось бы, в такой ситуации элиты этих стран должны всецело сосредоточиться на борьбе с болезнью. Но нет! Даже в тех шагах, которые предпринимаются против роста пандемии, ощущается неравноправное, униженное положение русскоязычного населения. При этом прибалтийские политики не устают злобствовать в адрес России и Китая – уже за одно только то, что те помогают другим государствам.

«Инородцев» не жалко?

На исходе марта латвийский Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ) принял постановление о распределении денег, выделенных государством на информирование общества в период эпидемии коронавируса. «Латвийские коммерческие СМИ имеют разностороннюю аудиторию, становясь значительным оружием в борьбе за остановку COVID-19 в нашей стране», – отметил член правления Патрик Грива – член праворадикального Национального блока.

В НСЭСМИ решили, что эти деньги получат исключительно латышскоязычные вещатели. Ни одна из русскоязычных радиостанций Латвии поддержки от совета не получила, в том числе популярный среди местных русских жителей информационно-аналитический Baltkom.

Журналистка Ольга Авдевич возмущается: «Единственное новостное независимое информационное радио на русском языке Baltkom, в эфире которого во время чрезвычайной ситуации побывали медики, эпидемиологи, должностные лица, торговцы, производители и многие другие компетентные эксперты с разъяснением ситуации и важными рекомендациями, в режиме онлайн и нон-стоп, не получило государственной поддержки!

Деньги были выделены, и Национальный совет по электронным СМИ их распределил. В том числе поддержку получили SWH и Super FM (по 9737 евро) – мы, конечно, очень рады за коллег. Но эти станции по формату преимущественно музыкально-развлекательные. Хотя бы ради приличия следовало бы поддержать Baltkom. Цинизм невероятный. В студию радио Baltkоm регулярно приходят и депутаты, и министры. Это мостик между ними и русской аудиторией. Сейчас государство демонстрирует, что этот мостик ему не нужен? Что русской аудитории не нужна местная актуальная информация по коронавирусу?»

Стоит упомянуть, что с 20 марта прекратил выпускать свои русскоязычные новостные передачи Первый Балтийский канал. В Эстонии и Латвии его собственников обвиняли в «распространении кремлевской пропаганды» и в «нарушении санкционного режима, введенного ЕС против России». На них оказали сильное давление – запугивание, обыски, временные задержания – и вынудили отказаться от производства собственного информационного контента. Так что, если хочешь своевременно и полно получать информацию, связанную с эпидемие, изволь знать государственный язык! Доходит до мелочного. Так, Министерство экономики Латвии предписало, что в заведениях общепита раз в пятнадцать минут должно звучать сообщение на латышском языке, призывающее не задерживаться и следовать всем введенным ограничениям. «А если начнут торопить едоков по-русски, то Центр госязыка (учреждение, которое назначает штрафы на «неправомерное» использование русского и других «иностранных» языков. – Р.Б.) оштрафует? Или нелатышей и упреждать незачем? Не жалко… Пусть заражаются? Наша реальность», – констатирует экс-депутат самоуправления Риги Игорь Кузьмук.

Латвийские праворадикалы с презрением смотрят на русских жителей и не стесняются изливать это презрение открыто. Бывший министр юстиции, член Национального блока Дзинтарс Расначс написал в «Твиттере», что, мол, русские заражаются коронавирусом чаще латышей, а всё потому, что они потребляют «российскую пропаганду» по телевизору. «Пока в России не будет введен чрезвычайный режим, до тех пор потребители российской телевизионной пропаганды будут таскаться по улицам и плевать на все мероприятия по самоизоляции в Риге. Сегодня вечером детские площадки были полны подростками, не говорящими по-латышски, и безответственными мамочками этих детей. Во всей Иманте (район Риги заселенный, преимущественно, русскоязычными. – Р.Б.) так происходит?» – написал Расначс.

Так как особой реакции от комментаторов не последовало, то через какое-то время экс-министр решил тему развить. «Всё больше прихожу к уверенности, что решающее отношение к заразе складывается из информационного пространства, в котором живет индивид. Пропорция заболевших может быть такой же, как и в тюрьмах Латвии. Надеюсь, что ошибаюсь», – написал праворадикал, намекая на то, что русские (поставленные в условиях современной Латвии в неравноправные условия, не имеющие больших возможностей для карьеры и социализации) чаще латышей попадают в тюрьму.

Русский? В стойло!

Некоторые русские жители столкнулись с персональными утеснениями. В марте латвийский оппозиционный журналист Юрий Алексеев, находящийся в настоящее время под судом и подпиской о невыезде за «антигосударственную деятельность», сообщил, что подал в Службу госбезопасности (СГБ) просьбу об освобождении от необходимости три раза в неделю отмечаться в полицейском участке. «Господин следователь Ределис, довожу до вашего сведения, что в 2004-2005 годах я переболел туберкулёзом в тяжелой форме (справка прилагается). У меня повреждены лёгкие и лимфатические узлы в лёгких, которые отвечают за иммунитет организма. Любая лёгочная инфекция для меня критически опасна. Напоминаю, что связи с вашим постановлением о полицейском надзоре мне приходится уже 15 месяцев три раза в неделю ездить отмечаться в полицейский участок. Каждая поездка это – полчаса в одну, полчаса в другую сторону в общественном транспорте. А потом – ожидание в очереди в полицейском участке для получения отметки. Посещение три раза в неделю полицейского участка, где концентрируются не самые благополучные члены латвийского общества, это для меня сейчас – серьёзный риск заражения смертельной инфекцией. Мой возраст (61 год) и перенесённая болезнь однозначно относят меня к группе риска. В связи с тем, что в Латвии развивается мировая эпидемия коронавируса, прошу освободить меня от необходимости три раза в неделю посещать полицейский участок в рамках назначенного вами полицейского надзора. Прошу дать мне ответ в возможно кратчайший срок», – цитирует Ю. Алексеев собственное послание.

Через некоторое время он сообщал: «Прошла неделя. И – ни хрена! Не ответил мне следователь Ределис. Не торопится отвечать… А в Латвии – карантин. Город пуст. Школы-вузы закрыты, кафе не работают, в магазинах – дистанция в два метра между покупателями. И только в полицейский участок, куда я хожу отмечаться три раза в неделю – очередь. А я реально переболел тубером, и реально в тяжелой форме… Может, следователь Ределис ждёт, что я загнусь раньше, чем он? Он – 30-летний юноша в узких брючках, хипстер по виду. Милый такой мальчик, розовощёкий… Не дождётся. Я его переживу. Все силы для этого приложу».

Ю. Алексеев отметил, что до начала эпидемии к нему домой регулярно приезжали ночами полицейские – проверяли, находится ли журналист дома. В последнее время, правда, приезжать перестали: берегут свое здоровье. Ну а ответ на свое прошение Алексеев получил от СГБ лишь через полторы недели – отрицательный. Пусть бушует заболевание, ходить отмечаться в полицейский участок он по-прежнему обязан.

В соседней Эстонии депутат Европарламента Яна Тоом выражает возмущение тем, что репрессии против русских медиков продолжались даже после начала эпидемии. «27 февраля коронавирус добрался до Эстонии – и всякому, кто умеет читать, было ясно, что через две-три недели абсолютно каждый медик, каждый учитель, каждый водитель общественного транспорта будет на вес золота. 27 февраля у нас перед глазами уже был опыт Китая, и ситуация в Италии стремительно выходила из-под контроля. Но, чёрт побери, работники Центральной больницы Ида-Вирумаа (северо-восточный уезд Эстонии, где основную часть населения составляют русскоязычные. – Р.Б.) подвергались проверке на предмет владения эстонским языком. Двоим было продлено предписание, одного оштрафовали. В больнице Каллавере проверили 22 человека. Девять оставили в покое – их «фактические знания» удовлетворили инспекторов. Ещё девять должны сдать экзамен. Четыре получили предписание улучшить владение языком… А ещё был повторный контроль: семь сотрудников. Пять предписаний, одно предупреждение, один штраф. Ещё одного уволили – так что «дело закрыто». Заодно заскочили в глазную клинику в Таллине, ну там одного поймали. Все означенные проверки имели место на фоне растущего числа заражённых…» – негодует Я. Тоом.

Принимать помощь, скрипя зубами от ненависти

Все три страны Прибалтики в настоящее время принимают помощь из Китая – из далекой дальневосточной державы прилетают самолеты с медицинскими масками и прочими средствами индивидуальной защиты. А ведь ещё совсем недавно, в феврале-марте, спецслужбы государств Балтии выпустили свои свежие ежегодники о «внешних угрозах», и в числе этих угроз, помимо вполне ожидаемой России, был указан и Китай. Прибалтийских политиков бесит, что они вынуждены принимать помощь от «недружественной державы». Члены фракции литовской партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» (консерваторы) в сейме республики Жигимантас Павиленис, Аудронюс Ажубалис и Эмануэлис Зингерис даже предложили провести заседание комитета по иностранным делам, дабы обсудить вопрос «опасности» получения гуманитарной помощи от Китая в условиях пандемии коронавируса.

По мнению бывшего посла Литвы в США Павилениса, «коммунистический Китай, преследуя свои долгосрочные национальные интересы в Литве», оказывает прибалтийской республике помощь, которая якобы «не критически» воспринимается властью. Он обвиняет правительство в том, что оно не смогло воспользоваться возможностью для получения помощи со стороны Евросоюза и «других демократий» и предлагает выяснить, насколько это является проявлением «некомпетентности и отсутствия опыта в международных отношениях». Главе литовского МИД Линасу Линкявичюсу пришлось оправдываться: «Для принятия решения оставались считаные часы. Брали то, что есть, что могут предложить. Мы решение приняли – и cделали, на мой взгляд, правильно. Здесь речь не о какой-то идеологии, и я бы предложил не путать». Линкявичюс признал, что в необходимых количествах средства защиты Литва «могла получить только из Китая».

Другой высокопоставленный консерватор Лауринас Кащюнас переживает из-за гуманитарной помощи, оказываемой Италии Россией:  он увидел в этом нежелательный «геополитический» аспект. Кащюнас, известный своими многочисленными антироссийскими заявлениями и инициативами, обеспокоен тем, что Италия всё меньше верит в европейскую солидарность, поскольку гуманитарную помощь в борьбе с вирусом этой стране оказывают в первую очередь Россия и Китай. По его мнению, для простых итальянцев и даже для руководства страны геополитические вопросы особого значения не имеют, и это плохо. «Возвращение к уму и сердцу итальянцев будет для европейской идеи нелегким», – посетовал Кащюнас в своем Facebook.

В свою очередь, литовский президент Гинатас Науседа предупредил, что во время карантина следует опасаться активизации российских разведслужб. «Если из-за вспышки коронавируса заметно снизились возможности для физической разведки в результате ограничения контактов, то всё переносится в электронное пространство. И, наверное, изменение режима нашей работы, перенос разговоров на удалённую основу только увеличивают уязвимость наших сетей и естественный интерес устраивать интервенции в наши сети», – высказал обеспокоенность Г. Науседа. Он также уверяет, что в последнее время против Литвы россиянами были «предприняты дезинформационные атаки».

Заместитель председателя комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон уверяет, что с первого раза не поверил в реальность фотографий из Италии, куда прибыла колонна военной медицинской помощи из России. «Что тут неправильно? Почему мы не видим помощи союзников по НАТО в Италии? Следующая российская военная колонна двинется в Испанию? Могут ли предложить помощь и нам?» – ужасается такой возможности эстонский политик.

Но самое смешное настанет, если под давлением обстоятельств прибалтам придется и в самом деле принимать российскую помощь. Об этом уже поговаривают. «Если речь идёт о масках и перчатках, то не вижу проблем. Однако любой намёк на «итальянский вариант» с военными медиками наша страна никоим образом не сможет принять», – сказал эстонский эксперт-предприниматель и бывший министр транспорта Райво Варе. Что ж, лиха беда начало…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *