Премьера фильма «Новомученики» состоялась на телеканале «Спас» в декабре 2018 года, в завершении года 100-летия гибели Царской семьи. Фильм, снятый по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвящён всем новомученикам и исповедникам Русской православной церкви XX века. Поддержку в создании фильма оказали Министерство культуры РФ, Патриарший совет по культуре, Российский фонд культуры.
Это поистине фильм-эпопея, повествующий о трагических судьбах людей, осознанно, по велению сердца пострадавших за веру. Автор сценария Елена Чавчавадзе и режиссёр Галина Огурная – создатели цикла о революциях 1905 и 1917 гг., о истории русской эмиграции. Очередной, можно без преувеличения сказать, титанический труд этих известных кинодокументалистов сравним, пожалуй, разве что с деятельностью целого научного института.
Всего час и 20 минут экранного времени… Однако это сравнительно непродолжительное повествование держит зрителя в неотступном, надрывном напряжении. И хотя многое из исторического контекста произведения давно уже не является тайной для массового российского зрителя, впервые «этапы» нашего «судьбоносного» и противоречивого «большого пути» представлены с такой суровой и пронзительной откровенностью.
..
«С самого начала своего существования Советская власть заняла непримиримую позицию в отношении Церкви, – рассказывают создатели фильма «Новомученики». – Все религиозные конфессии страны, и Русская православная церковь, в первую очередь, воспринимались новыми вождями не просто как пережиток “старого режима”, но и как важнейшее препятствие на пути строительства “светлого будущего”».
«Не ограничившись пропагандистской войной против Церкви, – подчёркивает Елена Чавчавадзе, – большевики сразу же перешли к карательным мерам: многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян массово совершались несколькими волнами от Октябрьской революции до самого начала Великой Отечественной войны».
Для участия в фильме его авторы, как всегда, пригласили мощный, авторитетный состав экспертов. Это – архипастыри и пастыри Русской православной церкви, в том числе епископ Можайский Леонид (Толмачёв) –наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; протоиерей Кирилл Каледа – настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, внук священномученика Владимира Амбарцумова; Владимир Лавров – доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН; Анна Громова – председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», историк Константин Капков, писатель Ирина Ордынская, музейные работники и другие эксперты. Очень ценны свидетельства очевидцев, доживших до наших дней.
***
Наверное, ещё никогда границы кинематографического формата, пространство привычного экранного образа не вмещали в себя такое количество документальных портретов самых значительных представителей духовной элиты общества, цвета отечественного церковного служения, деятелей образования, науки, культуры… От неприметных «рядовых» праведников до будущих святых в Земле Российской просиявших. Они составляют в фильме единый великий сонм, а их многоликие свидетельства рождают образ эпохального историко-культурного полотна, облечённого статусом строгой научной достоверности.
«Не в силе Бог, а в правде!» – эти знаменитые слова святого благоверного князя Александра Невского можно было бы отнести к каждому из упомянутых в фильме героев – от простой бабушки до святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), чьё житие в фильме составляет один из заключительных аккордов.
Фильм состоит из восьми новелл, которые сняты на местах драматических событий. В первую очередь фильм повествует о трагедии на Урале летом 1918 года, когда были расстреляны Царская семья с верными слугами, а затем великая княгиня Елизавета Федоровна с близкими. Съёмки проходили в Тобольске, Екатеринбурге, Алапаевске.
И это деление фильма на восемь сюжетов, на мой взгляд, глубоко символично: каждая из новелл как луч звезды Богородицы, каждый освящает одну из трагических страниц отечественной истории в ХХ веке.
***
Кадры фильма потрясают беспощадной обличительной силой. Вот фотографии только что извлечённых из шахты останков алапаевских мучеников. Вот ров, в который за один день можно было сбросить до 500 расстрелянных на Бутовском полигоне узников. Вот рассказы о леденящих душу «конвейерных» допросах…
И гранитные плиты с выбитыми на них именами более 20 тысяч убиенных (а сколько ещё не выявленных!). От подмосковного полигона до берегов Белого моря, от Урала и Сибири до Караганды эти судьбы обнажают гигантские очертания пресловутого «архипелага» со зловещим названием ГУЛАГ.
И сама «ткань» фильма – это призыв посмотреть на нашу историю непредвзятым, незашоренным взглядом. Выразительные, создающие особый эффект присутствия кадры или чей-то яркий, вдохновенный рассказ – все это делает зрителя как бы непосредственным очевидцем происходящего, вовлекая его в серьёзный интерактивный диалог, состояние глубокой сопричастности и сопереживания.
Вот протоиерей Кирилл Каледа, настоятель Храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, делится с нами своими мыслями: «Очень ярко отличаются дела церковные, новомучеников, от дел тех, кто проходил по внутрипартийной борьбе, участвовал в так называемых зиновьевских, троцкистских блоках и в чём-то подобном. Даже простая верующая бабушка понимала, за что её арестовали и почему это происходит. Это простая верующая бабушка могла совершенно спокойно ответить следователю: Советская власть – это явление временное, да, посланная Богом нашему народу за его грехи, в первую очередь за грех богоотступничества.
И она мужественно держалась на следствии и никого не выдавала. А вот эти “борцы за светлое будущее” подписывали и на себя, и на своих товарищей совершенно фантастические обвинения. Так эта бабушка сохранила в себе образ и подобие Божие, она сохранила в себе человека, а этим якобы “борцам за светлое будущее человечества” этого не удавалось сделать.
Платформа была другая…».
Документальные кадры перемежаются с архивными фотографиями и многочисленными музейными экспонатами, реликвиями, живо доносящими до нас образы минувшей эпохи.
Взятые крупным планом, эти детали складываются в огромную панораму масштабного кровавого геноцида – тотальной машины для убийств.
***
Фильм открывает новелла, посвящённая образу последнего царя-страстотерпца, где он и Царская семья высвечиваются перед зрителем в совершенно неожиданном ракурсе. Являя, вопреки прочно устоявшимся представлениям, пример не только стоического смирения, но и редкого гражданского мужества и твёрдой политической воли. Например, в категорическом неприятии пораженческого Брестского мира (одной из возможных причин расправы над царем и его семьёй). Или поступок Елизаветы Федоровны, незадолго до подписания позорного документа отказавшейся от встречи с германским послом Мирбахом для обсуждения её возможной эвакуации из России.
Над ними издеваются, Николаю II солдаты в лицо выдыхают табачный дым, царя и царевича заставляют снять запрещенные революцией погоны, пьяные красноармейцы галдят на палубе парохода, везущего царскую семью из Тобольска к месту казни. «Да, я знаю, они нас убьют», – говорит царевич Алексей.
А они призывают в своих письмах никому не мстить. «Слава Богу, что мы в России» – пишет Александра Федоровна. И это лейтмотив всей жизненной позиции царственных мучеников, верных России до самых последних дней. Подчёркнутый выразительными, берущими за душу практически неизвестными фактами и деталями, он позволяет взглянуть на крестный путь страстотерпцев с новой, непривычной для нас стороны.
Кинолента включает съёмки многотысячной ночной литургии в Екатеринбурге и Крестного хода к Ганиной яме, которые возглавил Патриарх Кирилл в день 100-летия убиения Царской семьи.
«Съёмочная группа, – рассказывают создатели фильма «Новомученики», – побывала в Екатеринбурге на Царские дни, где запечатлела Патриаршее богослужение у Храма-на-Крови, Царский крестный ход, обитель свв. Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в Алапаевске, где снимала Напольную школу и монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской».
Однако главное внимание авторов фильма приковано, по вполне понятным причинам, прежде всего, к самим служителям Русской православной церкви, трагической судьбе духовных центров России.
Три сюжета посвящены судьбам священнослужителей – Иоанна Кочурова, первого новомученика, убитого в Царском Селе в октябре 1917 года, святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии, и митрополита Серафима (Чичагова) – дворянина, офицера, композитора, иконописца.
Лука Крымский, когда его заставляли снять церковное облачение во время чтения лекций в Симферопольском университете, ответил: «Рясу с меня снимут только с кожей». Многих он обратил в то время к вере, что есть вечность…
Три новеллы рассказывают о трагической судьбе в 1920–30-е годы духовных центров России. Это Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (в годы репрессий одно из самых ужасных мест заключения – лагерь СЛОН), Александро-Невская лавра, Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. Восстановленные в последние годы, эти обители показаны в фильме «Новомученики» с высоты птичьего полета. Они поражают своим величием и дивной красотой…
Через весь фильм выстроилась нескончаемая вереница имён известных и ранее неизвестных святых, являвших чудеса христианского подвижничества и смирения.
Одна из центральных фигур в эпопее – узник СЛОНа, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, правая рука святителя Тихона. Властитель дум и всенародный любимец, чья несгибаемая жизненная позиция помогала ему одерживать верх в самых острых мировоззренческих поединках.
«Живыми нас отсюда не выпустят», – говорит владыка Иларион, входя в ворота лагеря. Но его духовная мощь, внутренняя сила побеждают. Вот лишь один эпизод: владыка, рискуя, спасает из ледового крошева тонущего самого жестокого надзирателя Сухова. И тот, потрясенный, в Великую Субботу крестится на распятие, у которого раньше упражнялся в стрельбе…
Рассказано в фильме и о прошедшем тяжкие испытания в нескольких лагерях преподобноисповеднике Рафаиле Оптинском (Шейченко) (1891–1957), удивительном подвижнике, о котором знали, наверное, лишь немногие… Из ссылки он пишет: «Я не держу ни на кого зла. Я понимаю, что это Промысел Божий… Это последний аккорд моей жизни, без этой скорби моя жизнь была бы не полна…».
Некоторые из этих исповедников, как уже упомянутые святитель Лука Крымский и преподобноисповедник Рафаил Оптинский, дожили до наших дней и ушли из жизни, будучи нашими современниками. Но так или иначе все они учат нас одному: Царство Божие – внутри нас. От нас зависит и его приближение. И авторы фильма доносят до нас завещание мучеников Русской Голгофы: в самые тяжёлые времена быть со своим народом.
***
Слова христианского философа II века Тертуллиана «Кровь мучеников – это семя христианства» уже давно стали крылатыми. Мученики своей смертью утверждают, свидетельствуют самую главную истину: Христос победил смерть, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.
В XX веке Русская православная церковь дала миру десятки тысяч мучеников и исповедников. Их жизнь и подвиг – самый высокий образец человеческого достоинства, веры и верности Богу, пример для нас…
Фильм оставляет, как это ни парадоксально, ощущение редкостной возвышенной просветлённости. И причина тому – величие, огромное обаяние воспетых в нём героев.
Завершают фильм слова Патриарха Кирилла, дед которого иерей Василий Степанович Гундяев, узник Соловков, за церковную деятельность и борьбу с обновленчеством в 20-х, 30-х и 40-х годах ХХ века подвергался тюремному заключению и ссылкам. В день гибели Царской семьи в Екатеринбурге Патриарх Кирилл сказал: «Внушали людям, что нет другой возможности – только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада жизни, другой нет возможности, чтобы люди жили лучше. И возникает вопрос: можно ли через преступления, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую “счастливую жизнь”? Мы должны помнить трагедию прошлого. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Да хранит Господь всех нас молитвами святых царственных страстотерпцев и всех новомучеников. Аминь».
Сердечно поблагодарим создателей картины за эту прекрасную работу. Многие новомученики и исповедники российские, скажем, с Урала и Сибири или из других регионов страны остались, как говорится, за кадром. О них, по словам авторов, нужно снимать новые фильмы. Поэтому ждём продолжения цикла: ведь много ещё страниц истории Отечества и Матери-Церкви, судеб наших соотечественников, «за веру и правду пострадавших» в XX веке, ждут своего освещения.
Материалы по теме: