В знак протеста против расизма и насилия со стороны полиции в Соединенных Штатах и европейских странах активисты призывают пересмотреть историю с точки зрения современной этики, а некоторые начинают сносить исторические памятники, которые ассоциируются с расизмом. Власти часто соглашаются с требованиями демонстрантов и сами разрешают демонтаж статуй. По данным агентства Associated Press, в городе Ричмонд (штат Вирджиния) 10 июня протестующие снесли памятник президенту Конфедеративных Штатов Америки (КША) Джефферсону Дэвису, а также обезглавили четыре статуи монумента конфедератам.
Жители европейских городов выражают солидарность американским протестующим. Например, в ходе протестов в бельгийском Антверпене демонстранты разрисовали и подожгли статую короля Леопольда II. 9 июня власти демонтировали монумент.
Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с социологом Алексеем Фирсовым о глобальной переоценки ценностей в мире.
— Возможна ли глобальная переоценка ценностей в обществе?
— Глобальная переоценка ценностей уже происходит в мире. Это очень плохой симптом. Понятно, что в любое историческое время существует своя система ценностей, и когда последующие эпохи с позиции своих ценностей начинают судить предыдущие эпохи, это просто означает, что через какое-то время следующее поколение начнет также отрицать существующие ценности. Это не означает, что к истории нельзя относиться с позиции моральной рефлексии, но все-таки в этой рефлексии должно быть разделение того, что не советовало этике того периода и то, что не соответствует этике настоящего, но вполне соответствовало этике прошлого. Это разные моменты. Грубо говоря, осуждать сталинизм нормально, потому что то, что было при Сталине не соответствовало этическим принципам того же периода, просто информация скрывалась, действовали массовые гипнотические технологии. Другое дело, когда некая взрослая культура, которая выросла в университетах двадцать первого века на кафедрах с левыми убеждениями, начинает судить всю историю. Это, конечно, смена парадигм общей оценки истории, а значит общей оценки настоящего.
Особенно это удивительно в отношении США, потому что там сам по себе очень короткий исторический период. Когда он подвергается радикальной ревизии, то нация начинает «висеть в воздухе». То есть история — это некий фундамент, на который опирается движение нации, ее текущий статус. Мы объясняем, кто мы и куда идем, исходя из исторического бэкграунда. Когда происходит деструкция исторического бэкграунда, то нация начинает жить в большей степени настоящим, время сжимается. Это очень опасная практика. Она лишает устойчивости и создает ощущение сверхмобильности, что можно двигаться в любую сторону, потому что людей ничего не держит, нет исторического основания. Занести в таком случае может куда угодно, в том числе и в область рискованных экспериментов над человеком, искусственным интеллектом, которые реально существуют, но каким-то образом ограничиваются историческим опытом и культурными кодами, которые были выработаны раньше. По мере их разрушения, получается культурная сверхмобильность, которая означает, по сути, отсутствие каких-либо барьеров. А отсутствие барьеров — это всегда некий риск уйти в опасную область. Это серьезные изменения культурного кода, которые, скорее, негативные. Изменения, которые происходят под воздействием каких-то текущих импульсов, но они не отрефлексированны интеллигенцией, и содержат огромное количество рисков.
— Насколько это угрожает России?
— В России был период сноса памятников в 1991 году, до этого 1917 году. Россия — это страна, которой не чужды такие серьезные исторические разрывы и серьезные переоценки исторического наследия. Но если у нас это произойдет, то это произойдет не под влиянием американо-европейской волны, а через какой-то свой собственный опыт. Другое дело, что у нас не так много памятников строили в последнее время и сносить особо некого. Памятники Ленину, Сталину и императорам были снесены. Понятно, что где-то они еще стоят, там, где их удалось оставить по каким-то соображениям, но тем не менее нельзя сказать, что у нас есть большое пространство для сноса. Памятники у нас в основном нейтральные, которые посвящены поэтам, художникам, зарубежным деятелям. В эту сферу мы вряд ли глубоко уйдем, но это не исключает серьезные переоценки в других сферах.