Кто агрессор?
Вопрос помощи Турции в операции против «режима» президента Сирии Башара Асада во время недавней встречи министров обороны стран-участниц НАТО даже не поднимался. Анкаре четко дали понять – дальше сами, причем со всеми вытекающими последствиями открытой конфронтации с Россией.
Дело в том, что даже массовая гибель турецких военнослужащих не будет считаться поводом для оказания помощи и вмешательства Альянса с запуском механизма коллективной обороны. Основная причина – солдаты были уничтожены во время военной операции на территории Сирии, другой страны, а не в самой Турции. Так что 5-я статья Устава НАТО не может быть применена.
В программном документе военного блока речь однозначно идет о внешней агрессии против страны, входящей в НАТО. В данном случае агрессор как раз сам член Альянса.
С этих пор – один на один с Россией
Эксперты утверждают, что военную операцию Турции в Сирии, больше похожую не на кампанию, вызванную гуманитарными соображениями, а скорее интервенцию, не поддерживает никто в Альянсе. Более того, из анонимных источников стало известно, что в штаб-квартире НАТО в Брюсселе предупреждают Анкару о том, что та ввязалась в опаснейшую авантюру с риском втянуться в конфронтацию с Россией и Ираном, странами, которые поддерживают действующее правительство САР.
Впрочем, высшее руководство Турции уже осознало всю серьезность положения и тот факт, что оно осталось один на один с Москвой без поддержки союзников по Северо-атлантическому блоку. Некоторые действия Анкары (например, возобновление совместного с Россией патрулирования, прерванного после эскалации конфликта) свидетельствуют о понимании сложности положения.
Пока же все идет своим чередом. Сирийская армия победоносно наступает в Большом Идлибе, несмотря на гневные ультиматумы и окрики из Анкары. А в Москве в это время идут напряженные переговоры партнеров, России и Турции, пытающихся хоть как-то выкарабкаться из сложившейся патовой ситуации без потери лица. И без войны, разумеется.