Пропагандистская шумиха вокруг якобы случившегося провала российской политики в Сирии находится в полном противоречии с реальным положением дел
В сентябре прошлого года автор этих строк опубликовал материал под названием «Новая спираль управляемого хаоса», в котором был сделан вывод о неизбежности перехода Ближнего Востока из одной фазы военно-политического кризиса, связанной с проектом ИГ, в следующую, вытекающую из проекта «Великий Курдистан».
«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, структура запрещена в РФ – ред.) и весь связанный с ним, тщательно срежиссированный американцами «кромешный ужас», были необходимы им для решения одной единственной действительно важной задачи. А именно – для полной легализации массированного вооружения курдских анклавов в Ираке и Сирии под предлогом необходимости их участия в борьбе с ИГИЛ. При этом в США прекрасно понимали, что создание в регионе массовых курдских армий является главным условием и важнейшим стартовым этапом на пути к формированию отдельной курдской государственности. Курды, десятки лет воевавшие со своими врагами допотопными берданками и просим стрелковым оружием, не имели никаких шансов составить серьезную конкуренцию легитимным властям и армиям государств этого региона.
И совсем другое дело, когда претензии курдов на государственную самостоятельность оказались подкреплены горами всевозможных вооружений, вполне легально поставленных Америкой, под предлогом борьбы с «мировым терроризмом». … На Ближнем Востоке начинается новый этап большой стратегии Запада. Раскручивается новая спираль управляемого хаоса. В центре которого, на этот раз, будет находиться протогосударство «Великий Курдистан». Которое, будучи со всех сторон окружено своими заклятыми врагами – турками, иракцами, сирийцами и иранцами, неизбежно станет самым верным союзником США в этом ключевом регионе планеты. И главным инструментом проведения здесь американской гегемонистской политики. Американцы прекрасно понимают, что единственным полностью надежным региональным союзником для них может быть лишь тот, кто полностью окружен и затравлен соседями-врагами. Ни Ирак, ни Турция, ни, тем более, жестко антиамериканские Сирия с Ираном, такой вечной опорой для США никогда не будут. А вот курды могут и будут. Потому что деваться им решительно некуда.
Сегодня мы можем воочию наблюдать, как эти геополитические амбиции США начинают наполняться практическим содержанием. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Турции, стало недавнее решение Вашингтона о создании на сирийской территории на базе курдских вооруженных отрядов неких «сил охраны границ с Турцией и Ираком». Само собой разумеется, США и на этот раз действовали в своей излюбленной манере – полного беззакония и без всякой санкции правительства суверенного государства – Сирии.
Более того, указанный шаг Вашингтона был воспринят как фактическое объявление войны властями соседней Турции, которая имеет все основания опасаться усиления курдов, претендующих в том числе и на турецкие территории для создания своего государства.
По большому счету, турок удерживает от прямой и полномасштабной конфронтации с США, которые, разыгрывая курдскую карту, де-факто создают реальную угрозу для территориальной целостности этой страны, только крайне неравное соотношение экономических и военно-политических возможностей двух государств.
Однако в той мере, в которой Турция способна на такие угрозы отвечать, она, как правило, действует самым решительным образом. Вот почему турецкое военное вторжение в район сирийского Африна стало вполне ожидаемой реакцией на попытки США вывести тему легализации вооружения «прото-Курдистана» на качественно новый уровень. Уже не связанный напрямую с уходящей в прошлое борьбой против ИГ.
Турция все больше склоняется к пониманию того, что американская стратегия на Ближнем Востоке, одной из опор которой становятся, причем с немалым удовольствием, курды, вступает в антагонистическое противоречие с задачей сохранения территориальной целостности этой страны и даже её государственного выживания. Отсюда и такая предельно острая турецкая реакция.
Однако, если с ролью и целями турецкой стороны в нынешних событиях вокруг Африна все более-менее понятно, то вот вокруг роли России в прессе определенного толка нагнетается волна всевозможных слухов и домыслов. При этом, основной акцент делается на том, что Россия чуть ли не «сдала курдов» и, таким образом, якобы отказалась от своей миротворческой роли в сирийском конфликте. Постоянно цитируются заявления курдских представителей, которые, дескать, сильно обижены на Россию.
«Почти год российские военные находились у нас. А теперь они нас бросили, и мы рассчитываем только на себя», — заявил «Коммерсанту» представитель курдских сил самообороны в Африне Бируск Хасака. А представитель Сирийского Курдистана в Москве Роди Осман был еще более категоричен. «О том, что происходит в Африне, надо спросить Россию, которая всегда в своих заявлениях подчеркивает необходимость соблюдать суверенитет и целостность Сирии, уважение к границам. Теперь же с одобрения России Турция пересекает границу Сирии, нарушает суверенитет страны. О каком посредничестве в урегулировании после этого может идти речь?»
Подобные претензии к Москве выглядят, как минимум странно. Особенно с учетом того, что Россия отнюдь не подписывалась поддерживать курдов в любом их военно-политическом начинании. И, уж во всяком случае, тема поддержки «Великого Курдистана», ломающего геополитический хребет Ближнего Востока, в Москве даже не рассматривается.
Между тем, шаги, которые курды сегодня предпринимают на территории Сирии, трудно оценить иначе, как последовательное движение именно к этой цели, лежащей далеко за пределами их законных и международно- признанных прав. О каких «силах обороны границы» на базе курдских отрядов может идти речь без учета мнения властей Сирии? Особенно при отсутствии здесь законного противника в лице ИГ. Совершенно очевидно, что имеет место попытка легализации отдельной курдской армии, как основы для выдвижения в недалеком будущем претензий на значительную часть территории САР.
У России, очевидно, нет ни малейшего желания поддерживать настолько расширенную версию курдских амбиций. В Москве традиционно симпатизируют курдам, последовательно выступают за предоставление реальных автономных прав районам их компактного проживания. Но при этом, российские власти стоят на позициях безусловного соблюдение территориальной целостности государств этого региона.
А вот для США это далеко не табу. Именно поэтому они вооружают курдов под любыми предлогами, нисколько не заботясь о жизненных интересах существующих здесь государств. Именно в откровенном авантюризме американской политики, делающей ставку на всемерное поощрение курдских амбиций, в Москве видят основную причину постоянного обострения ситуации вокруг анклавов, контролируемых курдами. Такое обострение было недавно в Ираке, где курды попытались, на волне эйфории от победы над ИГ, изрядно округлить свои владения за счет никогда не принадлежавших им иракских земель.
Практически то же самое мы сегодня наблюдаем и в Сирии.
Основными факторами, способствовавшими кризисному развитию ситуации в этой части Сирии, стали провокационные шаги США, направленные на обособление районов с преимущественно курдским населением»,— говорится в заявлении Минобороны России. «Бесконтрольные поставки Пентагоном современного вооружения проамериканским формированиям на севере Сирии, в том числе, по имеющимся данным, переносных зенитно-ракетных комплексов, способствовали быстрой эскалации напряженности в регионе и привели к проведению турецкими войсками специальной операции»,— пояснили в российском военном ведомстве.
Тот факт, что Москва не спешит воспринимать чужую повестку дня как свою, вряд ли можно считать свидетельством её непоследовательности или, тем более, признаком краха её ближневосточной политики. У России есть четко заявленные приоритеты в этом регионе мира. Важнейший из которых на сегодняшний день – оказание помощи законному правительству Сирии в сохранении государственности и целостности страны, а также в обеспечении прочного мира на её территории. Те внутрисирийские и внешние силы, которые готовы присоединиться к этим усилиям России, являются её естественными союзниками, или партнерами.
Те же, кто пытается использовать пока еще нестабильную ситуацию исключительно для достижения своих собственных целей, не считаясь с интересами других участников мирного процесса, на понимание российской стороны вряд ли могут рассчитывать. Поэтому сирийским курдам, которые, «по совету друзей» из-за океана, сочли за благо половить рыбку в мутной воде, вряд ли стоят пенять на Россию. Которая всегда была их верным историческим союзником. И наверняка будет им впредь, если курдские лидеры проявят политическую мудрость, достаточную для того, чтобы перестать таскать каштаны из огня для американской геополитики.
Юрий Селиванов, специально для News Front