Чудо – это наш государствообразующий фактор. Ненадежно полагаться на чудеса, скажет политолог и экономист, и это так, на чудо никогда нельзя полагаться, нельзя рассчитывать на него, даже и просить о чуде – ну как ты его выпросишь? Чудо случается вопреки всему, по воле Бога, но не человека, в самое темное время, когда больше ничего тебя не спасет.
Пасхальная литургия в Свято-Иверском храме близ Донецкого аэропота, 2016 год.
Тяжелые времена, отсутствие твердой земли под ногами, полное отсутствие представлений о завтрашнем дне. Мы живем в странное время, в междувременье, в украденном апреле, и не нам нынче принадлежат распускающиеся почки берез, пронзающие землю стрелы ландышей. Элои, элои, лама савахфани, плюс четыре тысячи заболевших, плюс шесть тысяч заболевших, что будет с моими пожилыми родителями, что будет со мной завтра. Замершая Москва, словно застывшая в янтаре холодного солнца, не принадлежащего никому, обезлюдела небывало, сама удивляется, не помня такого много столетий.
Но утром в закрытом храме раздается колокольный звон.
И этот звон летит по пустым улицам, проникает в закрытые окна, оседает в лучиках света, разливается по запертым квартирам, в которых сидят измученные люди.
Он говорит: Христос умер за нас на кресте и воскрес, и смерти более нет, а значит, все будет хорошо.
Он говорит: мы, русские, пережили войну и голод, пережили цинковые гробы из Афгана, пережили танки у Белого дома, пережили чеченские войны, пережили голод девяностых, а кто упокоился – тот в свете, не бойся, не бойся. Мы переживем и это смутное время, выйдем из него очистившимися, как после аскезы.
В западной традиции церковная культура больше ориентирована на Рождество как на главный праздник; в русской же центральным является Пасха. Это потому что чудо, свершаемое против всех законов природы, науки, графиков, логических доказательств, — центральная история у нас, русских.
Так будет. Так было: плакала Мария, и тяжело глядел в землю Петр, не простивший себе предательства, и не могли понять, что делать, лишившиеся Учителя апостолы. И у пещеры, заваленной камнем, стояли римские воины в кожаных нагрудниках, верные приказу никого не пускать внутрь. А потом камень упал на землю и воины увидели небесный свет, равного которому не видели в жизни. И потом бежала Мария Магдалина, раскаявшаяся блудница, возвещая небывалую радость.
Так наступает рассвет вопреки всему. Так темные времена сменяются полосой удач и новых надежд – тоже вопреки всему. Так я верю, что после смутного нашего апреля, после неверного нашего мая наступит лето, в котором мы будем счастливы и здоровы, в котором откроются новые дороги для мира. Лето, в котором те, кто был сыт и самонадеян, покаются и устыдятся в своем барстве, а те, кто честно держал аскезу, пойдут дальше с укрепившейся душой.
Чудо – это наш государствообразующий фактор. Ненадежно полагаться на чудеса, скажет политолог и экономист, и это так, на чудо никогда нельзя полагаться, нельзя рассчитывать на него, даже и просить о чуде – ну как ты его выпросишь? Чудо случается вопреки всему, по воле Бога, но не человека, в самое темное время, когда больше ничего тебя не спасет.
Как рассчитывать на чудо? Никак. Рассчитывай на себя, делай свое дело, делай то, что ты можешь, будь упорен и трудолюбив.
Иное – вера. Она базируется не на предпосылках и не на «авосе», она – колокольный звон, приходящий к людям, измученным сомнениями, тоской, тревогой, печалью от закрытия храмов и злостью от закрытия дорог. И этот колокольный звон – подарок, свет, напоминание о том, как радостно бежала Мария Магдалина, стараясь не расплескать по дороге наполняющее ее звенящее знание.
И когда очень страшно и тяжело, но колокольный звон летит, не смолкает, нельзя не вспомнить бессмертные строки поэта Тимура Кибирова:
«Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!»
Смерть не уйдет от Христа, он победил ее, и раз за разом мы вспоминаем об этом и словно бы удивляемся чуду воскрешения, невозможному, небывалому, но свершившемуся. И мы тянем руки к этому белому колокольному звону, оживляющему замершую Москву, и восклицаем: «Христос воскрес!». И звенят колокола, звенят, возвещая о чуде.
Анна Долгарева
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).