Кампания, развернутая Роскомнадзором против Telegram, вышла далеко за рамки противостояния регулятора и мессенджера. В Telegram регулярно меняют IP-адреса, пользуясь мощностями других ресурсов (вроде Amazon и Google) — РКН блокирует и эти серверы. Так, сначала возникли сложности с подключением к Google и Amazon, а теперь с перебоями работают сервисы «Яндекса» и «ВКонтакте». Масштабная кампания Роскомнадзора вызвала негодование у крупных российских IT-гигантов. «Актуальные комментарии» собрали их реакции.
Андрей Рогозов, управляющий директор «ВКонтакте»:
— Мы представляем будущее интернета как безопасную площадку, где каждый может быть уверен в сохранности своих данных. Одна из основных технологий, которая гарантирует безопасность данных — end-to-end шифрование, которое происходит на конечном устройстве пользователя. Передача каких-либо ключей и получение доступа к информации за пределами устройства невозможна по определению. Так работают большинство ведущих сервисов обмена сообщениями в мире. Оконечное шифрование позволяет обеспечить конфиденциальность разговоров и защиту от получения к ним доступа третьей стороной.
Мы видим, как из-за непонимания принципов работы современного интернета ограничивается доступ к множеству ресурсов.
Полностью или частично недоступны сервисы, которыми пользуются миллионы людей. Это ограничивает или усложняет работу бизнесов, в первую очередь технологических. Вчера был заблокирован один из наших IP-адресов, в результате чего часть пользователей «ВКонтакте» временно лишилась доступа к социальной сети. Также из-за нестабильной работы после блокировок РКН нам пришлось отключить интеграцию сервиса ReCaptcha, который «ВКонтакте» использует для борьбы со спамом, и поддержку технологии AMP, позволяющей мгновенно открывать внешние страницы в наших мобильных приложениях. В ближайшее время мы запустим голосовые и видеозвонки с end-to-end шифрованием.
Директор по связям с общественностью «Яндекса» Очир Манджиков:
— Сегодня ночью в реестре Роскомнадзора внезапно появилось пять IP-адресов «Яндекса». Наши адреса пробыли в реестре около двух часов, на текущий момент IP-адреса из этого списка пропали. Дежурная смена наших технических специалистов всю ночь оперативно мониторила ситуацию и поддерживала полную доступность наших сервисов. Мы ждем разъяснений Роскомнадзора
Блокировка коснулась не только мессенджера — пострадали многие ресурсы и их пользователи. Мы не считаем эту ситуацию нормальной. Российский рынок может развиваться только в условиях открытой конкуренции. Ограничение доступа к глобальным и российским интернет-сервисам навредит прежде всего рунету. Именно несвободу и отсутствие выбора для пользователей мы считаем самым опасным последствием блокировок.
Mail.ru (анонимный представитель):
— Выяснили, что действительно на арендованных виртуальных серверах в нашем облачном сервисе происходила данная активность. Утром мы заблокировали этого клиента, потому что мы — за свободный интернет и не хотим предоставлять облачные мощности для любых ограничений в интернете.
Например, несколько дней назад активистами на них также были размещены прокси-сервера для обхода блокировок «Телеграма», за что несколько наших IP-адресов были заблокированы Роскомнадзором.