Экономическое дно – как линия горизонта: идти к ним можно, дойти нельзя

У меня для вас пренеприятное известие. И даже не одно.

Экономическое дно – как линия горизонта: идти к ним можно, дойти нельзя

«Реальные располагаемые доходы российских граждан в апреле, по предварительным данным, снизились на 7,1% по сравнению с данными за прошлый апрель». «Всего с января по апрель 2016 года доходы жителей России в годовом выражении сократились на 4,7%».

«Оборот розничной торговли в России в апреле 2016 года сократился на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года». «В январе – апреле 2016 г. оборот розничной торговли снизился на 5,2%». «По сравнению с апрелем 2015 года численность безработных выросла на 2,3%».

Данные из доклада Росстата.

Кто там говорил про дно, пройденное в прошлом году? И еще твердили про некое L-образное прохождение дна – это когда достигнута низшая точка и ситуация стабилизировалась надолго с предпосылками к сохранению достигнутого уровня в дальнейшем, либо к росту.

Какая, к черту, стабилизация, если у нас в апреле продолжили сокращаться доходы – то есть налицо все признаки дальнейшего сокращения экономики и углубления кризиса.

Не в январе, когда можно сослаться на праздники, и не в мае, когда снова можно сослаться на них же, а заодно на начало дачного сезона, хорошую погоду и прочие природные напасти – а в апреле!

И за весь период с января по апрель тоже зафиксирован спад – значит, апрель не является каким-то исключением и аномалией.

Причем в марте-апреле росла нефть и укреплялся рубль, что по логике должно было позитивно сказаться на российской экономике. Но не сказалось. Даже позитивные новости с «нефтяных фронтов» не принесли в российскую экономику оживления, не обеспечили не только роста, но даже не притормозили падение.

По сути население России беднеет быстрее, чем снижается ВВП страны. А главное – темпы снижения доходов населения не замедляются, а ускоряются: за прошлый год доходы сократились на 7%, а за последние 4 месяца – почти на 5%.

Почему так происходит? Потому что в прошлом году предприятия и организации пытались «пересидеть кризис» за счет оперативных резервов, а также за счет оптимизации затрат, не связанных с фондом оплаты труда. В первую очередь, конечно, сократили закупку импортного оборудования, которое резко подорожало из-за обвала рубля. Отложили программы обновления и замены оборудования.

Но все, что можно было сравнительно безболезненно оптимизировать, оптимизировали еще в прошлом году. А экономика так и не начала восстанавливаться, объемы торговли снижаются, доходы предприятий падают. И резервов уже нет. А главное – нет уверенности, что кризис закончится в ближайшее время.

Поэтому предприятия постепенно переходят к сокращению фондов оплаты труда, проводят сокращения, укорачивают рабочую неделю, отправляют работников в неоплачиваемые отпуска.

И даже там, где сокращений пока не проводится – заморозили индексацию зарплаты. А поскольку инфляция не спадает (и не спадет, обозначенная Центробанком цель в 4% из области фантастики, причем ненаучной) – значит, даже при сохраняющейся зарплате реальный доход снижается.

И дальше будет только хуже. Предприятия будут все чаще применять наиболее болезненные и радикальные способы экономии – сокращение персонала, закрытие филиалов, ликвидация убыточных направлений и т.д., вплоть до банкротства.

Особенно обращаю внимание на следующее. Если в апреле сократились доходы населения и оборот розничной торговли, то это естественным образом приведет к сокращению экономики в мае. Потому что где в конечном итоге предприятиям брать деньги, если не у розничных покупателей? Кто сказал: «у банков»?

При ключевой ставке 11% про «занять у банков» для развития бизнеса можно забыть. Тем более, что экономика сокращается, а значит, у большинства предприятий падает доходность.

Возникает порочный круг – у предприятий падает доходность, они начинают экономить на оплате труда, сокращаются доходы населения, покупатели меньше оставляют денег в магазинах, сокращается торговля, снова сокращаются обороты предприятий – и далее по кругу.

И одна из причин всего этого (не единственная, но очень важная) – высокая ключевая ставка. Одна из самых высоких в мире, между прочим. И пока ключевая ставка будет выше 6% – экономика будет сохнуть дальше.

Вопрос лишь в том, будет ли спад замедляться или, наоборот, ускоряться. Скорее всего, сокращение ВВП будет замедляться, а падение доходов население будет ускоряться. Потому что «сырьевая» часть ВВП останется неизменной (если, конечно, нефть не подешевеет снова) и все сокращение придется на «несырьевую» часть.

А теперь, наверное, самый интересный вопрос: как долго это будет продолжаться?

В мае мы снова получим сокращение доходов и розничной торговли как следствие апрельского сокращения. В июне тоже. И пока ключевая ставка остается выше 6% – ситуация будет воспроизводиться. Это не значит, что при понижении ключевой ставки тут же начнется рост, потому что есть еще масса условий и факторов. Но пока ключевая ставка выше 6% – восстановления экономики точно не будет.

А когда Центробанк обещает понизить ключевую ставку? Набиуллина ссылается на инфляцию и риск макроэкономической стабильности. Центробанк задался целью понизить инфляцию до 4%, что выглядит как ненаучная фантастика, потому что никогда еще такого показателя российским властям достичь не удавалось. Насколько можно судить по действиям Центробанка, он надеется победить инфляцию методом создания искусственного дефицита денег. По принципу «нет денег – нет проблем».

Насколько это правильно и к чему приведет – отдельный разговор. Ясно одно – пока инфляция не снизится хотя бы до 5%, ключевой ставки 6% мы точно не увидим. Потому что сейчас инфляция в годовом выражении по официальным данным находится на уровне 7%, а ставка до сих пор прежняя – 11%. И то, что Центробанк до сих пор не произвел даже символического понижения ставки, вызывает сомнения, что мы увидим 6% хотя бы к концу года.

Значит, в текущем году доходы будут сокращаться и дальше, а розничные продажи вслед за ними. И экономика будет сохнуть по-прежнему. И ни о каком пройденном дне пока речи не идет. Все, что было сказано о прохождении дна в прошлом году – фигура речи, не имеющая ничего общего с действительностью.

Если российская экономика и прошла какое-то дно, то это было некоторое локальное дно, например дно нефтяных котировок. Или дно доходов Роснефти. Или еще какое-то местечковое дно.

Российская экономика в целом продолжает «расти вниз». И самое неприятное, что доходы населения «растут вниз» еще быстрее, чем экономика в целом. С перспективой ускорения.

Поэтому готовьтесь, кто как может, сажайте картошку. Правильнее было бы, конечно, сажать не картошку, а тех единоросов, которые задают курс всей стране – и не в кресла депутатов, а в места альтернативного комфорта с усиленной охраной. Но об этом пока можно только мечтать, поэтому самое доступное для посадки – картошка. Самое полезное ископаемое в России, которое, судя по всему, впредь будет все полезнее и полезнее.

Александр Русин

Источник: publizist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *