Информационное агентство
Кто и как манипулирует общественным мнением на постсоветском пространстве? Расследование Руслана Панкратова
Фото: Lincoln Agnew / TIME
В условиях большого потока информации в современном обществе все труднее становится использовать фильтры для ее обработки. Сложнее убрать кричащие лозунги, явную агитацию, откровенную пропаганду и сосредоточить внимание на действительно необходимой или требуемой информации. Очевидно, что нашим сознанием манипулируют постоянно, закладывая необходимые программы.
Для формирования общественного мнения современные СМИ используют открытое внедрение таких программ или закладок: подаваемая информация намеренно искажается, специально путаются факты, аргументы, навязывается алогичная цепочка выводов, которая преподносится читателям и зрителям именно как самое логичное или что-то достойное доверия.
Такое навязывание «правильных» векторных идей с уже сформированными взглядами используют не только политики, но и рекламодатели в своих торговых войнах. Так как пропаганда направлена на массы, самым действенным способом распространения любой выбранной идеологии является использование СМИ: радио, телевидение, печатные издания, интернет, слухи.
Научно доказано, что оратор, использующий пропагандистские методы, чаще пытается нас обмануть после того, как обаял, чем убедить с помощью каких-то разумных доводов и знаний. Вместо того, чтобы доказать правильность своих идей на фактах, в живых диалогах или дискуссиях, с помощью знаменитых пиар-механизмов заставляют человека принять их на веру, ломая его критическое мышление и психику.
Психологи и политтехнологи всегда используют именно стереотипы восприятия, присущие аудитории (на этом, в частности, построен метод «навешивания ярлыков»), ассоциативный ряд, страхи, нереализованные мечты, чаяния, может быть, даже неудовлетворённость и амбиции. При умелом использовании такие методы (особенно их совокупность) становятся грозным оружием, способным вызывать массовую ярость или ненависть (например, речи Гитлера или факельные шествия). В толпе отключается индивидуальное мышление и включается, как говорил Карл Юнг, коллективное бессознательное. Эта психическая деструкция крайне опасна не только по агрессивности, она навязчива, как идея, иногда преподносится как национальная идея и призвана служить лишь с одной целью – максимально разжигать вражду в обществе. В такой технологии используются самые грубые техники манипуляции и суггестия на бессознательные инстинкты человека.
Даже самый критично настроенный и здравомыслящий человек начинает слепо верить встроенной идее, что он избранный и принадлежит к высшей расе. В этот момент он не желает ничего даже слышать об элементарной проверке всего увиденного, услышанного или прочиненного. Когда отдельно взятый индивид готов, созрел, его встраивают уже в общую массу, а ее, в свою очередь, уже применяют для целенаправленного разжигания либо социальных противоречий различных масштабов и уровней сложности, либо национальной вражды. Все, вплоть до военных конфликтов.
Такая пропаганда эффективна, но легко определяется специалистами по цветным революциям, так как все эти приемы, пусть весьма и успешные, тем не менее строятся преимущественно на простом обмане аудитории. У людей нет возможности проверить подлинность информации, тогда как она преподносится в новостях, как единственно возможная и верная.
Вспомнить хотя бы трагедию с Боингом рейса МН-17 или дело Скрипалей. «Нам все известно. Это все Россия». Какие доказательства или расследования, такой человек говорит: «Вы что, как не поверить?». Технологии псивойн, как средства ведения боевых действий, были впервые использованы Пентагоном в войне против Ирака в 1991 году, а сам термин -«информационная война» — официально вошел в обиход с 21 декабря 1992 года, когда его внесли в директиву министра обороны США. Чуть позже, в 1998 году, в «Объединенной доктрине информационных операций» информационная война определяется уже как «комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противника, на его военно-политическое руководство с целью принятия им уже в мирное время благоприятных для страны-инициатора информационного воздействия решений и полной парализации инфраструктуры управления противника в ходе конфликта».
Слова Дональда Трампа о желании хороших отношений с Россией — только слова, американцы не в состоянии понимать под ними что-то, кроме полной капитуляции России, как в свое время СССР. Только для ведения гибридной войны против России за 2018-2019 гг. Госдепартамент США потратил $215 млн. Благодаря весьма щедрому финансированию из фонда Джорджа Сороса «Открытое общество» сами российские либеральные СМИ регулярно берут деньги за публикации с откровенно ложными инфоматериалами. Эта система кропотливо выстраивалась и существует уже не первое десятилетие, что говорит не о банальной «продажности» отдельно взятых журналистов, а о целенаправленной информационной атаке.
Например, русскоязычная «Медуза» с офисом в Риге должна согласовывать публикуемые темы с главным редактором Иваном Колпаковым или лично с генеральным директором проекта Галиной Тимченко. Финансовые вливания в «Медузу» происходят в виде грантов от таких западных фондов, как OAK Foundation или агентства SIDA. На деньги агентства USAGM содержится телеканал и медиасеть «Настоящее время», выросшие из «Радио Свобода» и «Голоса Америки». Со слов одного из сотрудников, им прописали в контракте, что уже через десять лет «службы» журналисты канала имеют право на получение американского паспорта по упрощенной системе, потому что фактически являются сотрудниками Госдепа США.
Технология не новая, но вот почему-то именно сейчас и именно Фонд Сороса усиленно стал подготавливать молодых русскоязычных журналистов на территориях не только СНГ, но и на территории всех бывших республик СССР. На первый взгляд, все эти «честные» расследования против проворовавшихся чиновников похвальны, если бы не были частью ведения именно информационной войны. И теперь это касается не только отдельных людей или групп, теперь это касается всего государства.
Как грамотно была запущена информационная поддержка Майдана в 2014 году! Эта же программа запускается и в России с тем отличием, что гидра начнет душить с периферии, с регионов. Информационная война – процесс противоборства человеческих общностей, направленный на достижение политических, экономических, военных или иных целей стратегического уровня, путем воздействия на гражданское население, власти или вооруженные силы противостоящей стороны, посредством распространения специально отобранной и подготовленной информации.
Например, в Латвии любая конструктивная критика правящей партии сводится не к исправлению ошибок и наказанию виновных, а к тупому – это все пропаганда Кремля, а все, кто не восхищается новой, насаждаемой политикой местного правительства – агенты Владимира Путина. Журналистам угрожают уголовным преследованием. Спецслужбы вербуют, фабрикуют дела, запугивают и лишают легального финансирования.
Требования международных инстанций прекратить преследования эти страны не слышат ни из Брюсселя, ни из Москвы. В просвещенной Европе свобода слова для одних выходит только на словах, других оберегают, учат как правильно преподносить правильную информацию для масс, чтобы они стали «правильно» думать. Выбранные кандидаты при этом щедро финансируются. Такие курсы уже существуют и продуктивно работают на Украине, в Киргизии, Армении, Грузии, конечно, и в странах Прибалтики. Главная цель – максимально блокировать, а где это возможно — закрыть или запретить, а еще лучше — дискредитировать любые местные СМИ, говорящие о России в положительном ключе.
К обучению в данных заведениях подходят комплексно. Альтернативная история, как вербовать волонтеров на митинги, как вести себя во время беспорядков, как их организовывать, что и как говорить на допросе, в каком ракурсе делать фото, как оскорблять полицейских, чтобы быстрее их вывести из себя. Основная цель такой тактики в подаче новостей — создание хаоса в системах принятия решений и государственного управления, манипулирование общественным мнением.
Руслан Панкратов – информационный аналитик, специально для ИА «Реалист»