В условиях отсутствия государственной идеологии и вообще сколь-нибудь осмысленного целеполагания, власти сами не понимают, какой они хотят видеть нашу молодежь, то есть будущее страны, и максимально расширяют критерии отбора. Министерство культуры разработало проект «Культурный норматив школьника», который направлен на «духовное, эстетическое и художественное» развитие школьников—куда, наряду с классическими и патриотическими произведениями, впихнули перформанс, бодиарт, Курта Кобейна с его Nirvanа, Queen, Макаревича, фильм про то, как разбогател Цукенберг, «шедеврами» Федора Бондарчука «9 рота» и «Притяжение» и т.п.
Разработанный Министерством культуры «Культурный норматив» включает произведения, рекомендованные к обязательному изучению, для чего предлагается система поощрений, где помимо грамот можно будет получить и путевки в «Орленок» и «Артек». Сам проект можно скачать с сайта министерства.
РИА «Катюша» провела свой беглый анализ проекта. Начнем с позитива. Несмотря на критику со всех сторон, радует, что новодела в «нормативе» очень мало. 95% «норматива» — это классические произведения, русское народное творчество, патриотические фильмы, книги, песни.
Нет и открытых извращенцев и пошляков типа Серебренникова, Учителя и прочих любителей получать европейские призы за «немытую Россию». Обошли составители и модных рэперов, несмотря на лоббирование включения туда как покойного Децла, так и ныне здравствующего «провластного» Тимати.
Однако, обойтись вообще без «креатива» наши чиновники, видимо, нет могут, и вот, не дойдя до середины, мы уже натыкаемся на «Меню современного искусства», куда включены хепенинг, перформанс, бодиарт, инсталляция, граффити и стрит-арт. Чудесный выбор для школьника, только решительно непонятно – рисунки по голому тему дети 14 лет от роду будут наносить самостоятельно или им все-таки учитель по рисованию поможет?
А как быть с перфомансом? Просто напомним, тем, кто не знает – Павленский и Пусси Райт здесь не исключение, а норма — характерной особенностью присущей концептуальному перформансу, является создание жестких пародий на социальные, политические и идеологические темы. Сама концепция заключалась в нарушении общественных норм посредством нарушения общественных границ личности. Классикой и пожалуй самой яркой героиней перфоманса стала Мариана Абрамович, которая в акте «Смерть себя» вместе с мужем соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород. Через семнадцать минут после начала перформанса оба упали на пол без сознания с лёгкими, наполненными углекислым газом. Этот перформанс исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, обменивая и уничтожая её. В инсталляции «Отношения в пространстве» полностью раздетая художница и Улай изображали полностью свободные отношения, терзая друг друга на глазах зрителей. А еще она голая позволяла делать с собой что угодно, нацеливала стрелу себе в сердце и ждала, когда у мужа кончатся силы держать тетиву и много иных «чудесных вещей». В 2006 году Марина сняла короткометражный фильм под названием «Балканский эротический эпос», состоящей из нескольких эротических фильмов.
Так что юноши и девушки 14-16 лет, которым предлагают внимательно и серьезно изучить данный вид искусства, тыкать себя ножницами, обливать мочой, совокупляться на людях и само собой, прибивать причиндалы на площадях и жечь двери ФСБ. К слову, отнести к важному для обязательного изучения искусства хэппенинг, тоже вещь спорная… «Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна, ведь хэппенинг — это создание абсолютно случайной ситуации без какого-либо чёткого плана по принципу «А что, если…». Сюжета у хэппенинга нет — есть действие или, скорей, набор действий и событий. Связной и осмысленной речи здесь тоже избегают, хотя могут встречаться слова вроде «Помогите!», «Я хочу стакан воды», «Обними меня», «Авто», «Раз, два, три». Петров В. О. Хеппенинг в искусстве ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 213. [30, 213]», — сообщается об этом «современном виде искусства».
Кстати, участие в несанкционированной акции и кидание в росгвардейцев кирпичей или «Коктейлей Молотова» тоже подходят под определение «перфоманса» или «хеппинга» — дети просто самовыражались.
От театрального искусства перейдем к важнейшему, которое как мы помним от Владимира Ильича, искусству кино. В списке для младших и средних классов явных вопросов у нас ничего не вызвало, а вот подросткам опять «повезло». Во-первых, они теперь смогут получать дипломы и ехать в «Артек» за пристальное изучение таких важных для молодежи страны фильмов как «Социальная сеть», режиссера Дэвид Финчер — биографию кидавшего на деньги и идеи друзей и коллег Марка Цукендерга и историю создания русофобского «Фейсбука». Чему может научить данное творение – только одному: «Люби себя, наплюй на всех и в жизни ждет тебя успех». В принципе, ожидаем ли такой посыл детям от чиновников? Тут даже комментировать нечего.
Помимо этого, старшеклассники должны посмотреть и подумать над фильмом Мартина Скорсезе про продажного полицейского «Отступники» и жизнь дурдома из «Полета над гнездом кукушки» и анимэ-фильмы про призраков, ведьм и прочую нечисть . Есть, правда, и хорошие фильмы, но при этом в списке нет, например, той же «Зеленой мили». Это касательно кино мирового, что касательно кино родного, то помимо советских шедевров в список вошел целый ряд творений Федора Бондарчука, включая и «крайне важный» для «духовного, эстетического и художественного» развития школьников рассказ про падение инопланетянина в Москве — «Притяжение». А вот «Легенда №17» оказалась этого не достойна. Еще более удивительно было обнаружить в списке сказку мюзикла про мажоров советского времени «Стиляги» Валерия Тодоровского. В Минкульте правда уверены, что детям так важно знать, как выглядели дети советских министров и завмагов? Какой высокий смысл несет этот фильм: не будь тупым рабочим быдлом, прожигай жизнь по полной? Так спасибо, они про это и так от блоггеров или из ТВ узнают – им подобные «истории» чуть не в ежедневном режиме рассказывают.
Ну и само собой, самое интересное — музыкальные пристрастия нашего Минкульта в музыке, которые и стали поводом для новостных агентств. Здесь к Моцарту, Вагнеру, Глинке и Вивальди внезапно добавили Макаревича с песнями: «Солнечный остров», «Марионетки», Цоя с «Перемен, мы ждем перемен», «Наутилус Помпилиус» и его «Скованные одной цепью», «Queen» с «Bohemian rhapsody», «Pink Floyd» и их «Money», ABBA с «Dancing queen» и конечно «Nirvana» с панк-хитом «Smells like teen spirit». Как бы отреагировали сами Моцарт и Глинка узнав, что их приравняли к Курту Кобейну, неизвестно, зато непонятно, почему тогда нет Егора Летова с его матюгами. Он бы гармонично вписался в данный «норматив». Почему умерший от наркопередоза Кобейн у нас – культура, а философ и соучредитель партии «Национал-большевиков» Летов – так, мимо проходил. Да и не понятно, почему у Цоя взята не самая его лучшая песня – помимо «Перемен» есть ставшая уже народной «Кукушка», исполняющаяся на парадах в Корее «Группа крови», но нам надо именно ту, которую у нас любит оппозиция петь. Про умершего от спида хоть и талантливого, но педераста Фреди Меркури просто молчим – это ведь так важно для культурного минимума российского школьника.
В общем, от документа складывается ощущение, что хотели как лучше, а получили, как всегда скрещивание ежа и ужа – культурная политика у нас направлена на то, чтобы подросток посмотрел старый фильм про Молодую гвардию а затем ему бы подсунули Стиляг с Цукенбергом, послушал Рахманинова, а следом Курта Кобейна с Макаревичем, посмотрел «лебединой озеро» и пошел совокупляться с одноклассницей в рамках бодиарта и перфоманса, а затем стал «социально ответственным» активистом МГЕР…
Руслан Ляпин, РИА Катюша
Подписывайтесь на наш Телеграм
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ ГРУППУ ВКОНТАКТЕ
Поддержать наш проект пожертвованием
Учредитель ООО Реалист Главный редактор Цыганов А.Б.
адрес электронной почты редакции; katyusha.info@mail.ru